«От сумы и от тюрьмы не зарекайся» – гласит русская пословица, которая означает, что в жизни возможно всякое. Наверняка многие постояльцы филиала благотворительного фонда «Оберег», который находится в Майске, и не думали, что когда-нибудь окажутся здесь. Люди попадают сюда по-разному. Кого-то приводят сердобольные соседи: живет человек, например, в дачном домике, справляется с бытом, может сам за собой ухаживать, потом болезнь или старость лишают его возможности себя обслуживать, а у человека нет родственников. Так и становится он подопечным «Оберега». Есть бомжи без документов, денег. Поскитались по чердакам да колодцам и сами пришли за помощью.
Герой нашего рассказа Игорь Парыгин не бомж и не из категории сильно пьющих, у него другое прошлое – полжизни он провел за колючей проволокой. В «Оберег» приехал после освобождения, срок отбывал в ИК №7. Годы заключения для Игоря не прошли даром. Мужчина освоил несколько специальностей. Он даже вязать умеет! В центр помощи приехал в начале декабря и уже успел навязать носков и варежек для большей части постояльцев «Оберега».
«Денег я с людей не беру, вяжу для удовольствия. Это раньше хотелось легкой жизни и наживы. А теперь так жалко потраченных на колонию лет! Первый раз за решётку попал после армии, и покатилось… А сейчас мне сорок, и семью хочется, и детей», – вздыхает Игорь.
Он не сидит сложа руки, пытается подрабатывать. Устроиться на постоянную работу пока не может – ждет, когда ему оформят новый паспорт. Хотя понимает: о высоких заработках и думать нечего. Людей с судимостью неохотно берут на работу. Родом Игорь из маленького городка Зея Амурской области. Возвращаться на малую родину он побоялся: «У нас городок маленький, все друг друга знают, а встречаться с бывшими «дружками» я не хочу. Хочу начать жизнь заново».
Работники центра рассказали, что Игорь – отличный повар. Он частенько балует персонал и проживающих различными вкусностями.
«Недавно расстегаев напек. Они такие аккуратные получились, как по линеечке. Вот что значит профессионал», – говорит специалист по социальной работе Татьяна Кривошеева.
Игорь по первому образованию – повар, да и наказание всегда отбывал фактически на кухне.
«Всегда в тепле и сытый?» – спрашиваю у Игоря. Но тут к нашему разговору присоединяется Валерий Фильчук и отвечает на мой вопрос: «Лучше есть сухари на свободе, чем пельмени на зоне».
Его жизнь тоже побила. Жил в Иркутске, вместе с братом занимался ремонтными работами. Говорит, что как-то летом от жары потерял сознание, очнулся – ни денег, ни документов. Дальше была история с фальшивыми деньгами и реальный срок: осудили его по статье 186 «Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг». Правда, Валерий утверждает, что дело сфабриковали. Не буду вставать ни на чью сторону, главное – судимость у человека погашена, и больше он за решётку не собирается. Он из города Черемхово, после заключения под стражу лишился прописки и жилья. У Валерия есть сестра и брат, но жить у них он не хочет.
«Я же понимаю, что их стесню. У них свои семьи, дети подрастают, погостить могу, но не больше. Хватит на чужих харчах жить», – говорит мой собеседник.
И подобных историй в благотворительном фонде хоть отбавляй. Первыми постояльцами центра были всего девять человек, сейчас здесь 84 жильца. Восстановить документы, вернуть человеку положенные социальные выплаты, помочь с устройством на работу – вот главные функции филиала благотворительного фонда «Оберег».
«Договор с каждым человеком заключается на шесть месяцев, – говорит Татьяна Кривошеева. – За это время мы стараемся успеть всё сделать, иногда получается, иногда нет, в зависимости от ситуации. Если человек болен, особенно психически, то мы его не отпускаем, пока не решим все проблемы и не определим в социальное учреждение».
Встречаются и такие случаи, когда больной человек оказывается ненужным своим родственникам и его просто выкидывают на улицу, а деньги продолжают получать.
«Есть у нас такой Максим Зарубин. Сестра его выгнала из дома, полгода он жил в подвале, питался тем, что найдет, потом добрые люди привели его к нам. Несмотря на глубокую умственную отсталость, он очень работящий, мы ему восстановили паспорт, работает дворником. Добрый, абсолютно неагрессивный человечек», – продолжает Татьяна Васильевна.
Сегодня своей очереди в центр ждут 14 человек, попавших в трудную жизненную ситуацию. Кого-то приютили религиозные организации, кто-то пока находится в больнице. В центре и так перебор с жильцами: койко-мест 75, а фактически проживающих больше.
Может быть, среди читателей найдутся предприниматели, готовые взять на работу повара Игоря Парыгина или мастера на все руки Валерия Фильчука? Да, есть у них прошлое, за которое стыдно, но есть и желание жить дальше, не нарушая закон. Оступиться может каждый, а протянуть руку помощи – немногие.
Наталья Бедрак