О проблемах некачественного электроснабжения ангарских садоводств и говорится, и пишется немало. Причем ситуация складывается парадоксальная: с электричеством не везет ни тем СНТ, у которых сети находятся в собственности, ни тем, которые сумели передать их в «Облкоммунэнерго».
В номере от 14 декабря минувшего года мы рассказывали о ситуации, сложившейся в СНТ «Имени Октябрьской Революции». Садоводство, на первый взгляд, входит в разряд «счастливчиков» – сети на его территории принадлежат ресурсоснабжающей организации. Только вот модернизировать их энергетики не спешат. Нет у них для этого ни возможности, ни денег – они сами чудом избежали банкротства. Но как быть садоводам? Они-то теперь оказались в замкнутом кругу: сети у них изношены до предела, но трогать их не моги, ибо они чужие.
– Сети в «Облкоммунэнерго» мы передали в 2013 году. Но с тех пор там про нас и забыли. В 2015 году 64 тысячи рублей, полученные в качестве субсидии от администрации АГО, мы были вынуждены потратить на замену кабеля СИП, так как старый перегорел и упал. И с тех пор в сети предприятие не вложило ни копейки. Однако кто-то же должен их содержать? У нас в садоводстве проживают 50 семей, многие из которых имеют прописку в СНТ, живут здесь круглый год с детьми и инвалидами. С наступлением зимы начинаются морозы, понижается температура, а у нас напряжение 120-140 вольт, и с каждым днем все хуже и хуже. Замеры, которые проводили специалисты из «Ангарских электрических сетей», подтвердили, что напряжение не соответствует нормам. В то же время в трансформаторной будке пахнет жареным, как в аду. То есть трансформатор работает по максимуму, а выход минимальный, – жаловалась нашей газете Любовь Николаева, председатель СНТ «Имени Октябрьской Революции».
Перед новогодними праздниками терпение у дачников лопнуло.
– Чтобы поднять напряжение в сети, мы решили разбить на два участка самую длинную нашу линию, которая составляет полтора километра и на которой «сидит» больше всего потребителей. Сделали это в надежде, что такой стратегический маневр позволит хоть немного уменьшить потери в сетях. Закупили на деньги СНТ кабели СИП и приступили к работам. Однако за день закончить не успели, и люди стали жаловаться в «Облкоммунэнерго», что без света сидят. Вот мне надо выслушивать все это? Как будто я для себя стараюсь! Ну, пусть меня накажут за то, что я влезла не в свои сети. Но я, как председатель, отвечаю за всех, кто живет в садоводстве. Мне не нужны пожары с жертвами из-за неисправной проводки, – возмущается Любовь Александровна.
Собравшись вместе на декабрьском морозе, председатель СНТ и садоводы ждали представителя энергетиков, чтобы он вынес свой вердикт о том, правильно ли садоводы подключили кабель. Сети-то все-таки не их.
Прибывший на встречу Алексей Лапердин, начальник Юго-Западного РЭС Ангарского филиала ОГУЭП «Облкоммунэнерго», обсудил технические вопросы с бригадой электриков, производившей ремонт, а потом ему пришлось отбиваться от разгневанных дачников.
– Ситуация у вас сложная, так как ваше садоводство запитано не от наших сетей, а опосредованно – через СНТ «Спутник-3». А там сети в собственность «Облкоммунэнерго» одновременно с вашими переданы не были. Во время приемки, которая проходила в Иркутске, в этой ситуации разбираться не стали, и что теперь с этим делать, неизвестно, – объяснял присутствующим Алексей Алексеевич.
– А нам что теперь делать? В Иркутск или сразу президенту в Москву писать? – наседали дачники. – У нас реальная аварийная ситуация. Перепады электричества постоянные. Неужели сгореть надо, чтобы на нас обратили внимание? Мы четыре года ждем, когда нам наконец сделают сети. При этом платим за свет по 3-4 тысячи в месяц. Вы просили потерпеть – мы терпели, но терпелка уже кончилась!
Увы, наболевшие вопросы на таком уровне не решаются, поэтому Алексея Алексеевича пришлось отпустить и завершать ремонт сетей самостоятельно. Только дело этим не кончилось.
4 января в СНТ случилась очередная авария на электросетях.
– У нас несколько раз за ночь отключался автомат на электроподстанции. К счастью, в садоводстве есть электрик с соответствующей группой допуска, и он с несколькими другими садоводами ходил его включать. Такие частые отключения ненормальны, поэтому я сразу заподозрила короткое замыкание. Однако в диспетчерской службе «Ангарских электрических сетей» долгое время отказывались принимать мой вызов. А когда все-таки приехали, то, увидев, что автомат включен, уехали обратно. Но ситуация с периодическими отключениями электричества по несколько раз в сутки продолжалась. Диспетчеры на мои заявки отвечали, что к нам выедет бригада, когда кончатся праздники. А сейчас, мол, даже работать некому. Но у нас же люди живут! С детьми! Мы пробовали сами заменить автомат, а он у нас взорвался в руках. Новый, который мы купили на деньги СНТ, тоже чуть не постигла та же участь. В итоге следующей ночью, когда все садоводство в очередной раз сидело без света, наши парни пошли сами и в темноте искали место, где коротил кабель. Сняли его и до четырех часов ночи паяли, чтобы починить. Электрики из «Ангарских электрических сетей» приехали к нам только 9 января, – описывает новогоднюю эпопею Любовь Александровна.
Понятно, что это не жизнь, а сплошные мучения. О том, когда они закончатся и «Облкоммунэнерго» выполнит взятые на себя обязательства, мы спросили у Павла Андреева, главного инженера Ангарского филиала ОГУЭП «Облкоммунэнерго».
– На 2018 год планируется капитальный ремонт сетей 0,4 кВ СНТ «Имени Октябрьской Революции». При коррекции инвестиционной программы планируется включение строительства дополнительной трансформаторной подстанции и реконструкция распределительных сетей, – информировал нас Павел Владимирович.
Однако Любовь Александровну такой оптимистичный, на первый взгляд, ответ отнюдь не обрадовал. «Мне об этом давно письмом сообщили, но я уже никому не верю!» – без энтузиазма замечает она. Действительно, разучишься верить, когда все время приходится латать за кем-то дыры. Выполнит ли «Облкоммунэнерго» свои обещания в 2018 году – посмотрим.