Так про свою первую ватную куклу говорит Ирина Канискина, педагог Станции юных техников. Стеллажи в ее кабинете забиты различными поделками. В ее волшебных руках любой материал превращается в произведение искусства. Сколькими техниками владеет мастерица, она и сама не считала. Одно из последних увлечений – куклы из ваты. В советское время такие игрушки украшали новогодние елки всех жителей страны. Затем на смену вате пришло стекло. Ватные игрушки люди убрали в чемоданы и сундуки, какие-то из них попали в музеи и на выставки. Подтолкнула вспомнить забытую технику фигурка Деда Мороза, которая тoже пылилась в ящике семьи Канискиных.
«Несколько лет потрёпанный Дед Мороз стоял у нас под елочкой, все хотелось его отреставрировать, а руки никак не доходили. В конце прошлого года все-таки добралась до него», – рассказывает Ирина Канискина.
Хотя для нее это и новая техника, но при наличии золотых рук и хорошего вкуса освоить ее – вопрос времени. Методом проб и ошибок Ирина Валерьевна выбрала для себя наиболее удобную технику изготовления кукол.
«Мастера используют разные варианты и приемы при изготовлении кукол. Одни пользуются крахмалом, другие закрепляют фигурку с помощью клея ПВА или клейстера, даже вата бывает нескольких видов. У меня быстрее получаются фигурки человека. Сначала я делаю каркас, укрепляю его с помощью ниток, а затем наращиваю объем из ваты», – делится секретами мастерства Ирина Валерьевна.
«Куклы из крахмала более нежные, – продолжает мастерица. – Они считаются винтажными. Из клея же фигурки прочнее. Я никогда заранее не рисую эскиз будущей фигуры – она рождается в процессе. Уже по ходу придумываю детали и элементы. Легче всего мне дается «внутренний мир» куклы – ножки, ручки, тело. Сложнее «фасад» оформить – нарисовать лицо, раскрасить элементы одежды. Краски тоже различные в ход идут».
Единомышленников в Ангарске Ирина Витальевна пока не нашла. Ватное папье-маше изучает самостоятельно, мастер-классы профессионалов в этой области очень дорогие. Известные мастерицы из столицы берут от 3 до 5 тысяч за занятие.
«Каждый день творить не получается, – продолжает Ирина. – Но если выдался свободный вечер, то все – до ночи не можешь оторваться. А больше всего я люблю шить, правда, делаю это на глаз, без выкроек. Денег я на этом не зарабатываю, обшиваю родных. Внучкам каждый год шью костюмы. Сшила на выпускной вечер в детском саду внучке платье и отправила его на один из всероссийских конкурсов. Моя работа заняла третье место».
Любовь к рукоделию в семье Канискиных передается через поколение. Бабушка Ирины Валерьевны была умелая мастерица, а мама не шила и не вязала. Зато талант унаследовала Ирина: «Мои дочери тоже далеки от рукоделия, а вот у внучек уже вижу интерес к творчеству».
Ирина Валерьевна работает с детьми со Станции юных техников по авторской программе «Мастерская чудес». Ее воспитанники за два года осваивают несколько различных техник.
«Детей учить несложно, они как пластилин, главное – увлечь их», – говорит преподаватель.
Выполняет Ирина Валерьевна и еще одну немаловажную задачу – ее воспитанники не слоняются без дела по улицам и не просиживают часами за компьютером. Они мастерят, работают руками. А мелкая моторика, как известно, мозги развивает.
Наталья Бедрак