Выставка современного искусства «Боже, храни андеграунд» работала в течение трех дней, с 19 по 21 января, в клубе «Андеграунд». Несмотря на его закрытый статус, увидеть работы трех молодых художников каждый желающий мог с 12 до 18 часов. Афиши соответствующего содержания были расклеены на досках объявлений – по крайней мере, в старой части города.
Кроме круга общения и похожих интересов авторов объединяет противопоставление собственного творчества остальному культурному пространству Ангарска. Тем не менее каждый из них – Никита Неф, Анна Игнатьева и Владимир Ильин – имеет свой стиль. Хотя здесь, наверное, будет точнее сказать: свой путь в искусство и свою манеру высказываться.
Объединяет их и еще одно. Как рассказал один из посетителей выставки – завсегдатай клуба Артем Радуев, одна из главных целей и экспозиции, и клуба, позиционирующего себя в будущем как арт-кафе, место сбора творческой интеллигенции города, – «научить наконец ангарчан культурно отдыхать».
Противопоставление себя окружающему миру всегда связано с некоей ограниченностью, добровольным отказом от благ, доступных окружающим. Зрелая личность характеризуется прежде всего терпимым отношением к непохожему. К сожалению, прекрасно разбираясь в жизни неблагополучных чернокожих обитателей американских трущоб (а именно этой теме посвящена большая часть полотен), ребята не знают, чем живет культурный Ангарск. Зачем изобретать велосипед?
Хотя о Никите Нефе этого сказать нельзя. Здесь имеет место, скорее, культурное «перенасыщение» и вполне осязаемый протест. Являясь внуком известного живописца Олега Нефа – создателя Художественного центра «Онека-Ангарск», он десять лет работает в семейной галерее и, по словам самого Никиты, видеть уже не может пейзажи.
– Не знаю, как назвать эту силу, которая заставляет творить, – говорит Никита, – думаю, она во всех есть. Просто выражается по-разному. Или в крике, или в пробежке.
В картинах Анны Игнатьевой агрессия соседствует с тонкой иронией. Не сразу разглядишь, но в работе под названием «Ненависть» нападающий держит в руках не оружие, а батон. В «Революции», как говорит сама Аня, люди ищут шуточные способы борьбы друг с другом. Она окончила художественную школу, училась на специалиста по туризму, но, поняв, что это не ее сфера, посвятила свою жизнь живописи.
– Да, в моих картинах преобладает черный цвет, – рассказывает Анна, – но я не считаю его негативным. И агрессивного посыла эти полотна не несут. Когда пишу, я не испытываю злости или других отрицательных эмоций. Напротив, работаю со светлой головой.
Особая тема – Владимир Ильин. Художник-график, рисующий простым карандашом сразу двумя руками в технике гиперреализма, наполнил своими работами отдельный зал. Здесь портреты знаменитых спортсменов (как правило, афроамериканцев), зарисовки самых зрелищных боксерских поединков и эпизодов баскетбольных матчей. Владимир – выпускник Ангарской художественной школы №1. В жизни он прочно завязан со спортом: бокс называет своей первой любовью, играет в баскетбол – самый лучший вид спорта с мячом, по его мнению. Кроме того, Владимир работает тренером-преподавателем по плаванию в спортшколе «Ангара».
– Тема спорта для меня главная, – делится с нами Владимир Ильин, – но интересуют меня люди, люблю рисовать людей. Это для меня отдушина, когда рисую – расслабляюсь, отдыхаю. У меня начальный этап мастерства, стараюсь улучшить результаты.
Всего на выставку молодые певцы андеграунда представили более 30 картин. Две из них были разыграны среди посетителей клуба 21 января.
Кстати, происхождение загадочных рэперских лиц на стене дома на
пересечении улиц Карла Маркса и Горького могли бы объяснить именно в
клубе «Андеграунд».
Анна Егорова