В четверг, 28 октября, в зале заседаний администрации состоялась официальная сессия Думы г. Ангарска. В ее работе приняли участие 17 депутатов. Они рассмотрели 16 плановых вопросов повестки сессии. Остановимся на некоторых из них.
В связи с уменьшением доходной части бюджета города в 2010 г. финансирование МЦП «Восстановление и модернизация сетей водоснабжения и водоотведения» из средств местного бюджета уменьшили на 5,5 млн руб. По результатам проведенных аукционов и заключения муниципальных контрактов сложилась экономия бюджетных средств (605 тыс.руб.) по МЦП «Энергоресурсосбережние в жилищном фонде г. Ангарска на 2008-2012 гг.».
Затем депутаты приняли к сведению информацию о том, как реализуется ведомственная целевая «Программа экономической поддержки развития социально значимого вида муниципального транспорта г. Ангарска на 2010 г.».
Из пояснительной записки к вопросу: «В Ангарске трамвай является основным из социально значимых видов транспорта. Основные магистрали движения трамвая были построены с 1953 по 1969 гг. Протяженность трамвайных путей на сегодня 77,7 км. Износ составляет 87 процентов. Более 10 км трамвайных путей требует проведения срочного капитального ремонта». Названная выше программа была утверждена в апреле 2010 г. Общий объем финансирования – 21 млн руб. На сегодня завершен капремонт трамвайного пути на пересечении улицы Чайковского и проспекта К. Маркса. Ремонтные работы выполняло ООО «ЕвроСибСтрой». Итого: отремонтированный перекресток обошелся бюджету города в 21 млн руб., на 700 м уменьшилась протяженность трамвайных путей, требующих капремонта, скорость движения трамвая на пересечении этих улиц увеличилась на 3 км.
Несколько вопросов повестки сессии касалось жилищных программ. Один из них – «Новая квартира – в кредит молодой семье». В 2010 г., предположительно, 154 молодые семьи должны были стать участниками этой программы, и в бюджете города был заложен 31 млн руб. на реализацию этого проекта. Выдать участникам свидетельства планируется до конца ноября. До окончания года остается немного времени. Поэтому ДУМИ устно опросило претендентов: сможет ли молодая семья приобрести жилье и получить социальную выплату до 25 декабря. Из претендующих 48 семей (соцвыплата за счет средств трех уровней бюджета – федерального, областного, городского) это возможно лишь для 25 семей. Из 106 семей (соцвыплата за счет бюджетов области и города) это реально лишь для 29 семей. Значит, ожидаемое исполнение программы – 11 млн руб. Финансирование программы уменьшено.
Следующий вопрос повестки – внесение изменений в бюджет города 2010 г. На 72,3 млн руб. уменьшились налоговые и неналоговые поступления, в том числе налоги на доходы физических лиц (14,1 млн руб.). Земельный налог – ниже ожидаемого на 106,8 млн руб. Почти в 2 раза оказались ниже доходы от продажи земельных участков. Выросли безвозмездные поступления – на 61,9 млн руб. (это 4,2 млн руб. из бюджета АМО и 57,6 из федерального бюджета на жилищные субсидии молодым семьям и на реализацию федеральных целевых программ).
Более 3 млн рублей из местного бюджета сэкономили, расторгнув контракт на устройство уличных тренажеров и сэкономив на проектных работах в коммунальном хозяйстве.
На ЖКХ города за год предполагалось выделить около 676 млн руб. – сэкономили более 28 млн руб. Из них на 20 млн руб. «усохло» благоустройство жилых территорий города. Из раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт» стоит привести две строки расходов. Около 25 млн руб. из бюджета предоставлено в качестве субсидии «некоммерческим организациям» в целях возмещения затрат, связанных с подготовкой и участием команд во всероссийских соревнованиях по хоккею с шайбой среди команд Высшей лиги. Еще 27,8 млн руб. – субсидии МАУ «Ермак». А вот ВЦП «Физическая культура и массовый спорт в г. Ангарске» на 2010 г. обошлась даже менее запланированных на эти цели 2,7 млн руб.
Следующие вопросы повестки касались изменений сроков уплаты налога на имущество физлиц (теперь она производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который начислен налог) и уплаты земельного налога для физлиц, не являющихся ИП (5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, решение выступает в силу с 01.01.2011 г.).
Затем депутаты утвердили Положение о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в г. Ангарске: в настоящее время размеры должностных окладов устанавливаются не в фиксированной сумме, а путем варьирования от минимального до максимального размера в количестве окладов главного специалиста. Тем самым создаются неравные условия оплаты труда муниципальных служащих. Надо полагать, прозрачности в этом вопросе мало, если на заседании территориальной трехсторонней комиссии случился следующий диалог между членами комиссии и представителями АНП «Промышленников и предпринимателей»:
– Заработную плату чиновников нужно ограничить.
– Заработная плата муниципальных служащих ограничена законом о муниципальной службе и бюджетом. Проведен анализ заработной платы действующей и предлагаемой.
– Сколько получает первый заместитель главы?
– Я не могу назвать сумму, т.к. это персональные данные... В прокуратуре положение прошло экспертизу на коррупционность.
– Надо, чтобы не было занижения заработной платы у нижестоящих должностей. Необходимо, чтобы было «прозрачно»...
Видимо, с принятием положения прозрачность наступит.
Еще 4 вопроса повестки касались жилищных программ. «Обеспечение жильем специалистов». На эти цели из бюджета города выделено в 2010 г. 15 млн руб. На эти средства до конца года будут приобретены для муниципалитета 12 квартир. Застройщик – АУС. Кто попал в список счастливчиков, Мария Алехина, докладчик по вопросу, депутатам не сказала, пояснив, что списки составлялись в районе. В кулуарных разговорах депутаты говорили о том, что жильем наделили в основном работников МАНО – они «успели подать списки». Интересно, а в БСМП, ГБ №1 и других медучреждениях нет дефицитных для города специалистов? А среди учителей-воспитателей? Когда в последний раз в Ангарске школьный учитель получал муниципальное жилье? Эти вопросы остались без ответа: район попросил раскошелиться – город дал. Нет ни вразумительной и обоснованной сводной очереди специалистов, нуждающихся в жилье, ни прозрачности в решении этого вопроса.
Приняли к сведению информацию о том, как реализуется ДЦП «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным или непригодным для проживания».
На 15,3 млн руб. (из них 1,87 млн руб. – средства областного бюджета) до конца года муниципалитет приобретет 11 квартир в строящемся 9-этажном доме в 29 микрорайоне. В него заселят жильцов двух аварийных домов: пос. Новый-4, дом №13, и микрорайон Китой, пер. Рябиновый, дом №4а. По ВЦП «Обеспечение жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в 2010 г.» квартиры получат 15 семей. На это в местном бюджете также заложено 15 млн руб. Что касается долгосрочной программы «Новая квартира – в кредит на 2006-2020 гг.», продолжаются компенсационные выплаты участникам программы, принятым в 2004 году (21 семья), в 2005 году (42 семьи). Набор участников в 2006-2010 годах не производился. Компенсация процентной ставки осуществляется за счет средств бюджета города.
Предпоследний вопрос повестки вызвал, пожалуй, самое бурное обсуждение. Речь шла о реализации ведомственной целевой программы «Развитие регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении». Начальник транспортного отдела администрации Иван Лукьянов продемонстрировал работу приобретенного городом навигационного оборудования: на экране видно, как передвигаются все автобусы, оснащенные навигаторами (76 из имеющихся на всех маршрутах города 130 автобусов). Информации множество, это около 40 параметров. Интересным показался тот факт, что навигационное оборудование за бюджетный счет почему-то куплено только для автобусов, на трамваях сэкономили. Вернее, оборудование для 50 вагонов приобретено, но за счет средств предприятия. По словам Ивана Лукьянова, «Ангарский трамвай» самостоятельно проявил инициативу». Если учесть 20-миллионные долги этого муниципального предприятия по 2010 году, такую трату можно назвать результатом дискриминации, а не личной инициативой.
В общем, страсти по трамваю разгорелись нешуточные. О том, что с этим убыточным видом транспорта нужно что-то предпринимать, высказались многие. Само собой, из самых благих намерений. Настойчиво предлагали (например, депутаты Ленц и Рудникова) посчитать ущерб, нанесенный городу трамваем как видом транспорта. Реплику подал и замглавы города Вадим Семенов: «Если уберем нерентабельные маршруты на объекты промзоны, оставив трамваи в черте города, МУП сэкономит 4,5 млн руб.» Правда, г-н Семенов тут же добавил, что администрация города осознает, каким негативом среди населения это чревато. «Куснули» трамвай и другие депутаты: Петров, Горбачев – а так ли нужен городу этот вид транспорта и почему за счет средств местного бюджета должны возить работников «Роснефти» и энергетиков? Вообще-то эти самые работники, в первую очередь, жители города. Не всем ведь работать на «Стройкомплексе» или в «Изумруде»...
Итак, ситуация с будущим «Ангарского трамвая» пока неясная. Не наломали бы народные избранники дров. Разобрать рельсы, закатать все в асфальт – большого ума не надо. Потом пойди восстанови! Вопрос этот, на мой взгляд, депутаты не должны решать, не спросив у народа. Это его, народа, вид транспорта, и нелогично будет, если приговор трамваю будут выносить люди, которые в общественном транспорте не ездят.
Есть еще одна сторона проблемы. Её озвучил депутат Медко. Четверть всех транспортных перевозок сегодня осуществляет трамвай. Если эту часть пассажиропотока переключить на автотранспорт, серьезной проблемы пробок нам не избежать. Услышали ли 16 депутатов Гордумы своего коллегу?
И последний вопрос повестки сессии касался изменения состава постоянных думских комиссий. Депутатские ряды поредели на Владимира Жукова и Александра Городского. Депутат Моляров написал заявление о том, чтобы его включили в состав бюджетной комиссии. Включили.