В редакцию нашей газеты обратился Виктор Жмуров с просьбой помочь его знакомому быстрее получить паспорт. С Александром Подкорытовым Виктор Иванович познакомился в садоводстве «Друзья Природы». Там у мужчины дачный участок и дом. Ему по-человечески стало жаль Подкорытова, когда он увидел, в каких условиях живет пожилой человек.
На территории участка есть строительный вагончик (к нему пристроены небольшие сени и крыльцо), разваливающийся туалет и сарай – вот и все богатство. Компанию одинокому человеку составляют два кота. 65-летнего Александра Подкорытова устроили сторожем в садоводство сотрудники благотворительного фонда «Оберег» (мы недавно писали про этот центр), куда он обратился за помощью. Помогают продуктами и одеждой.
«Я без работы не могу, – говорит Подкорытов. – Вот и попросил директора «Оберега» пристроить меня куда-нибудь».
Александр Подкорытов до сих пор живет с паспортом советского образца. Жизнь, конечно, изрядно побила мужчину. По специальности он киномеханик. Отучившись в школе киномехаников при областном телевидении, Александр Валерьевич объехал сотни городов и сел с передвижной киноустановкой. «Я о кино мечтал лет с шести. Как профессионал, я грамотный, а вот образование у меня всего шесть классов».
Где только не работал сибирский киномеханик. Он крутил кино и в Забайкалье, в Бурятии, проехался по всему Приангарью. Сам Александр родом из Балаганска. Но как такого постоянного места жительства у него никогда не было: где его передвижка – там и дом. Он и с женой развёлся по этой причине.
В девяностых годах, когда кино стало никому не нужно, Александра пристроили в одну из улан-удэнских воинских частей начальником подсобного хозяйства. Помимо основных обязанностей он еще занимался и любимым делом – кино. По его словам, в сторожке, где во время одной из строек он обитал, случился пожар, все документы, включая трудовую книжку, сгорели.
«При себе остался только паспорт, – вздыхает несостоявшийся пенсионер. – Оттуда я приехал в Ангарск, где перебивался случайными заработками. Клал печи, строил сараи, городил заборы, дрова колол. Искал работу там, где можно жить. В основном это были садоводства. Кто-то рассчитывался деньгами, кто-то – продуктами. Так и выживал».
На мой резонный вопрос, почему за все эти годы он не попытался восстановить документы и поменять паспорт, мужчина отвечает: «Попытки, конечно, были – мы с зятем неоднократно ходили в УФМС. Заработки у меня небольшие, а мне насчитали только штрафа на 14 тысяч рублей, для меня это неподъемная сумма».
«Жаль мужика, – присоединяется к нашей беседе Виктор Жмуров. – Он же все эти годы и пенсию не получает. А зарплата сторожа тысячи три – не разгуляешься».
Старый паспорт сейчас находится в филиале благотворительного фонда «Оберег». «Уже несколько месяцев прошло, а толку нет», – возмущается Виктор Иванович.
Честно говоря, нам, как и Виктору Жмурову, захотелось помочь Александру Подкорытову. Мы связались с директором «Оберега» Еленой Шевцовой. Она рассказала, что восстановление документов в его случае процесс небыстрый.
«Александру Подкорытову через суд придется доказывать, что он гражданин нашей страны. Ему необходимо найти трех свидетелей, которые подтвердят, что с 6 февраля 1992 года и до сегодняшнего дня он жил и работал в России. В нашем центре с такой же проблемой есть еще одна постоялица. В ближайшие дни наш юрист займется сбором всех необходимых документов для суда», – заверила Елена Юрьевна.
Пока материал готовился к печати, нам стало известно, что Александра Подкорытова выгнали из садоводческой сторожки. Почему?
По словам директора «Оберега», куда снова вернулся мужчина, руководство садоводства после нашего визита обвинило сторожа в пьянстве и потребовало освободить жилище. Уже больше недели Александр Васильевич сидит без дела в центре и ждет восстановления документов. Владельцы же участков, которые как раз и сторожил Подкорытов, характеризуют его абсолютно с другой стороны. Говорят: «Да, выпить может изредка, но вот запойным его никак не назовешь. Он мужик работящий, всегда при деле».
Дежурить круглые сутки за три тысячи в месяц согласится не каждый, а Подкорытову деваться некуда, да и по характеру он неприхотлив, вот и соглашается на любые условия, и выживает как может. Не считает его пропащим и Елена Шевцова, директор «Оберега».
Как долго Подкорытов пробудет в центре – неизвестно. Заставить взять человека на работу не в силах ни редакция, ни руководство благотворительного фонда. Однако, может быть, в других садоводствах найдется место для опытного сторожа с непростой судьбой? Если есть идеи, звоните в «Оберег» по телефону: 607-112.
Наталья Бедрак