Рубрика
Ангарск и Ангарчане
В январе в России произошло несколько случаев, когда подростки, чтобы обратить на себя внимание брались за ножи и топоры и шли в школы. В Ангарске тоже без эксцессов не обошлось. Пусть они были не такими масштабными, но две трагедии тем не менее стали большим горем для родных. Речь идет о двух неудавшихся попытках суицида. Есть версии, что они случились в результате школьных конфликтов между подростками и учителями.
Почему наши дети доходят до крайностей и готовы причинять вред себе и окружающим, мы поговорили с Еленой Лола, медицинским клиническим психологом ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница». Елена Вячеславовна работает с разными детьми, в том числе и с подростками, отличающимися девиантным поведением, поэтому может многое о них рассказать.
– По статистике, пик подростковых самоубийств приходится на возраст 13-16 лет. По той же статистике, только 10% детей, совершающих попытку суицид,а имеют истинные намерения свести счеты с жизнью. В оставшихся 90% случаев это крик о помощи. На самом деле для этой возрастной категории очень характерна категоричность во всем – подросток в силу физиологических изменений, гормональных скачков находится в нестабильном психологическом состоянии, поэтому желание смерти – распространенная реакция на стрессовую ситуацию. Само же понятие смерти в этом возрасте воспринимается очень абстрактно, не как что-то непоправимое и окончательное, а как нечто временное, не имеющее отношения к собственной личности. Поэтому ошибка многих родителей пытаться уберечь детей от самого понятия смерти, от соприкосновения с этим печальным, но естественным проявлением жизни. Я, как и многие коллеги, считаю, что этого делать не следует. С раннего детства нужно объяснять, что такое смерть, используя литературные образы, метафоры, семейный, религиозный опыт. Не следует создавать для ребенка «волшебный» мир, далекий от реальности. Ребенок должен понимать, что смерть — это часть жизни, но это конечная ее точка, это навсегда, кнопки «вернуться» не существует.
– Раньше дети убивали себя из-за несчастной любви, а сейчас – из-за учебы?– Престиж высшего образования в нашей стране очень высок. Поэтому давление со стороны учителей и родителей, высокий уровень собственных притязаний иногда приводит к таким серьезным и трагическим последствиям. Я на приеме часто спрашиваю у подростков, когда они сообщают мне о переживаниях по поводу сдачи контрольных или экзаменов: «А что, если не сдашь?» И в ответ слышу: «Все, конец всего, конец жизни». И вот тогда приходится говорить о том, что только две жизненные точки изменить нельзя никак – это начало жизни и конец, а все остальное вариабельно. Пока живем – можно изменить или цели, или стратегию. Но жизнь – это главное условие.
– Можно ли заметить, что ребенок задумал неладное?– Если у него все хорошо и за собой он чувствует крепкий тыл в виде семьи, то вряд ли он задумается о самоубийстве. На самом деле причина истинного суицида никогда не бывает единственной и практически никогда не бывает спонтанным решением – предшествующая депрессия обычно длится достаточно долго. Поэтому в периоды трудных жизненных ситуаций необходимо обратить внимание на психологическое состояние ребенка. Если вы замечаете, что у него нарушен сон, аппетит, отмечается недовольство собой и отсутствие интереса к окружающей обстановке, постоянно проявляется плохое настроение, следует обратиться к помощи специалиста – психолога или психоневролога.
– А что делать, если ребенок все негативные эмоции направляет не на себя, а на окружающих?– У нас есть термин «локус контроля». Он характеризует свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. Люди с внутренним локусом контроля готовы самостоятельно нести полную ответственность за все то, что творится в их жизни. А есть люди с внешним локусом контроля – для них характерна склонность приписывать ответственность за результаты своих неудач влиянию других людей, окружающим обстоятельствам, а не себе. Имеет значение также направленность личности. Для интерналов свойственно проявлять внутренний протест – обиделся, надулся. У экстерналов протест будет внешний, в таких случаях неизбежны драки и конфликты – и это тоже способ привлечения к себе внимания. На самом деле подросток требует к сее больше всего внимания, когда, казалось, бы, меньше всего этого заслуживает. Я, как специалист, сталкиваюсь с детьми, которые проявляли агрессивные формы поведения и случается, что такие дети раскаиваются и страдают не меньше, чем те, кому они причинили вред. Что послужило причиной такого поведения? Как правило – желание выделиться, возвыситься, «покрасоваться». Один ребенок с этой целью будет участвовать в олимпиаде, другой – в спортивных состязаниях, третий станет задирать одноклассников, четвертый принесет в школу нож. К счастью, по статистике, истинных психопатий – расстройств личности, при которых жестокость – норма поведения, всего 1-2 процента населения. Психопатии особенно ярко проявляются именно в подростковом возрасте. До этого жестокость и агрессия могут присутствовать в ребенке, но проявляется менее ярко и выраженно. В арсенале у психологов есть специальные инструменты – тесты для определения степени выраженности черт характера. Акцентуация - это крайний вариант нормы, психопатия – уже за гранью. Если в первом случае требуется более пристальное внимание педагогов и психологов, то во втором – психиатров. Часто бывает, что агрессивные дети сами испытали на себе жестокость. Я верю, что проявление жестокости у детей – не безнадежный случай. Если удается найти в подростке, который совершил преступление, хоть каплю раскаяния и, что очень важно, найти у родителей понимание, желание и готовность работать, чтобы изменить ситуацию, у нас есть шансы сделать так, чтобы проступок не стал для жизни ребенка определяющим, а его жизнь не продолжилась в злобе и агрессии.
– К сожалению, подростки зачастую достаточно закрыты. Они скорее поделятся своими проблемами с подружкой Машей или другом Петей, чем с родителями – они в этом возрасте по уровню доверия стоят на последнем месте. Как разговорить хоть и большого, но все еще ребенка? Как узнать о его переживаниях?– Безусловно, нужно уважать психологические границы ребенка и понимать, что у него могут быть от вас секреты – это один из этапов взросления и поиска своего места в этом мире. Открою вам один маленький профессиональный секрет – вечером падают психологические барьеры. Поэтому все откровенные разговоры лучше проводить именно в это время. При этом главное избегать давления, обвинения, вопросов «в лоб». Иначе получите двойной защитный барьер. Встаньте вместе с ребенком на одну сторону: «Я вижу, что что-то случилось, с тобой что-то происходит, если понадобится моя помощь, то я готов помочь». Как ни странно, в таких ситуациях никто из родителей не говорит, что «Я за тебя волнуюсь, для меня важно то, что ты сейчас скажешь». Чаще всего, наоборот, мы стремимся наказать, ограничить, не отпустить. Родители давят авторитетом, забывая, что его уже почти нет – он уже у Маши и у Пети. А в итоге потеряны и контроль, и контакт с подростком.
– Чаще всего взрослые в своих промахах в воспитании склонны винить окружающий мир, компьютеры и другие гаджеты – это их влияние плохо сказывается на ребенке, а не отсутствие родительского внимания и понимания.– Я часто сталкиваюсь с тем, что ко мне приходят родители подростков и говорят, что это «не их» ребенок: «Мы не знаем, откуда это у него все взялось, ведь для нашей семьи это не характерно…» Приходится объяснять, что «своего» ребенка нужно растить с детства, передавая ему систему ценностей семьи. Читайте детям сказки, обсуждайте с ними прочитанное, отвечайте на вопросы, проводите с ними больше времени. Тогда малыш усвоит, что важно именно в вашей семье. В итоге это будет именно «ваш» ребенок, а не Маугли, выращенный компьютером и телевизором. Я считаю, что нужно учить ребенка контролировать свое общение с электроникой до подросткового возраста. Тогда дальше он сможет дозировать его самостоятельно, расставлять нужные приоритеты. Если это не получилось, то подростку на самом деле проще уйти от сложностей жизни в нарисованный мир. Как следствие, из-за несовершенной еще психики они начинают путать виртуальность и реальность. Даже со взрослыми людьми это случается. Знаю человека, который проиграв несколько дней в компьютерную игру, чуть не вышел в окно.
– А если со сказками уже опоздали и недорослю 13-14 лет, тогда что?– Дети в этом возрасте ищут себя, пытаются определить, кто они на самом деле. Задача взрослых помочь им в этом, а не давить своим авторитетом и словами «ты должен». Отбросьте все, чему нас учили в свое время. Это раньше было важен коллектив и то, что ты сможешь сделать для коллектива. Сейчас ценится индивидуальность, поэтому никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Это очень сильно развивает только одну черту характера – зависть. Взрослым нужно понять, что подросток думает иначе, чем мы. У него к 12 годам только абстрактно-логическое мышление созревает! А в целом мозг завершает свое развитие и вовсе к 19 годам. Поэтому многие вещи, понятные и логичные для нас, для подростков таковыми не является. Представляете, как ему трудно живется – физиология созрела, а голова еще нет? Поэтому большая просьба к родителям: приводите свои желания в соответствие с возможностями ребенка. Иначе взаимопонимания не достичь. И как можно больше с ним обо всем разговаривайте!
– Елена Вячеславовна, понятно, что у всех проблемы разные и в одном интервью их все не обсудишь. Как можно попасть к вам на прием?– Я принимаю бесплатно, но по записи и направлению от участкового педиатра. Неплохую консультацию можно получить у школьных психологов, они могут соединить три стороны – педагога, родителей и ребенка. И помните, что вы с ребенком не враги, а находитесь по одну сторону жизни, какой бы сложной она не была.