Новогоднего праздника много не бывает. На пороге – очередной, восточный. 16 февраля в свои законные права по китайскому календарю вступит год Собаки.
За 15 лет существования нашей рубрики про людей и зверей мы рассказывали читателям о самых разных собаках – породистых и беспородных, лысых и кудрявых, миниатюрных, умещающихся в заварнике, и гигантах размером с жеребенка, домашних баловнях и служебных трудягах… Но о таких четвероногих, о каких мы хотим рассказать в канун года Собаки, еще не писали. Музейные собаки! Есть в Ангарске и такие! И живут они в единственном в России Музее часов. Не все посетители их видят – только самые внимательные! Вместе с главным хранителем Ангарского городского музея Баирмой Бартановой мы постарались найти каждого хвостатого жителя музея.
Эти собаки живут в часах. А вернее будет сказать – являются декоративной частью часовых корпусов. И первая из них встречает посетителей музея в первом выставочном зале на первом этаже. Верный сторож возле будки охраняет лежащие перед ним карманные часы. Говорят, основатель музея Павел Курдюков сам сделал эти часы. Со временем светлая пластмассовая фигурка собаки потемнела и утратила одну лапу, а потому совсем недавно была заменена на аналогичную новую. Эта композиция очень нравится детям – ребятишки часто спрашивают экскурсоводов: лает ли собачка хотя бы раз в час? Нет, верный Тузик молчит. Он же не кукушка, чтобы так часто подавать голос!
На втором этаже музея поселилась целая стая замечательных четвероногих. Одна из собак представляет из себя оригинальную подставку для карманных часов. Симпатичных друзей человека можно увидеть и на металлических крышках карманных швейцарских часов XIX века фирмы «Докса».
«Животные, в частности собаки, находили свое отражение в предметах искусства на протяжении всего времени развития человечества, – говорит Баирма Бартанова. – В западноевропейском искусстве чаще всего изображали сцены охоты, при этом собаки нередко представали в агрессивных образах, терзающими жертву. К счастью, на оформление часов эта тенденция не распространилась. Хотя и в хронометрах больше всего охотничьих собак. На это обратили внимание приезжие кинологи, которые не так давно побывали у нас после очередной выставке. Они очень внимательно рассматривали экспозицию и называли породы собак. Так мы и узнали, что в нашем музее «обитают» гончие, спаниели, сеттер. В декоре каминных часов братьев Жапи присутствует даже бультерьер».
О замечательных часах братьев Жапи (основатель фирмы в 1804 году получил от Наполеона крест и титул графа) стоит рассказать отдельно. Эти хронометры, созданные в XIX веке во Франции, являются настоящими произведениями искусства. Все девять экземпляров без преувеличения называют «звездами» уникальной коллекции Курдюкова. Они оформлены в стилях неорококо, необарокко, неоклассицизм, в них прослеживается эклектическое разнообразие форм, декора и материала. Французские мастера создавали произведения, ставшие образцом для подражания в других странах Европы и являющиеся памятниками мирового культурного наследия.
Старинные хронометры из-за утраты некоторых деталей механизмов уже не отсчитывают время, зато наглядно демонстрируют целые сюжеты из прошлого. Это часы, картины и скульптуры одновременно. Сцены азартной охоты с участием собак очень характерны для них. Четвероногие помощники охотников выглядят у Жапи весьма симпатично. Вот борзая гонит оленя, только чудом избегая лошадиных копыт, а вот спаниель смотрит на фазана, которого добыл для хозяина.
Самая знаменитая музейная собака носит имя Барри. Все, кто бывает в Ангарском музее часов, обычно подолгу стоят именно возле этого произведения Жапи. Большая собака несет на спине маленького мальчика, крепко обнимающего ее за шею. Они спешат к старинному строению с решетками на окнах. За основу сюжета мастер взял реальную историю, случившуюся в 60-х годах XVII века в Швейцарии. В Альпах есть перевал Большой Сен-Бернар. Когда-то здесь проходила дорога, связывающая Италию со странами Центральной Европы. Дорога эта была трудной не только потому, что пролегала на высоте двух с половиной километров, но и из-за погодных условий тех мест: неожиданно начинался буран, и застигнутые в дороге путники часто теряли направление и гибли. Монахи давали приют в своей монастырской гостинице путникам, проходившим по перевалу, помогали попавшим в беду. Они вывели породу могучих и умных собак, получивших название сенбернаров, которые не боялись мороза и ветра и благодаря своему чутью отыскивали засыпанных снегом и сбившихся с дороги людей.
Барри и при жизни был настоящей легендой в этих местах – он спас 40 человек. Ну а после смерти и вовсе стал идолом – ему поставили памятник и посвятили немало книг и киносюжетов. Его тело мумифицировали и хранили в местном музее. Самым известным из спасенных Барри людей был маленький мальчик. Сенбернар обнаружил его после схода лавины умирающим от холода в ледяной пещере и уже находящимся без сознания; сначала собака облизала мальчика, чтобы отогреть его, а затем потащила по земле; через некоторое время мальчик смог забраться Барри на спину, и тот отнес его в монастырь. Ребенок выжил и был возвращен родителям, хотя другие источники указывают, что мать мальчика погибла во время схода той самой лавины, из-за которой сам он оказался в снежном плену. В часах «Сен-Бернар» отображен момент счастливого спасения ребенка – через мгновение Барри уже появится на пороге горного приюта с мальчиком на спине.
В хранилище музея мы нашли еще одну собаку – очень красивую борзую. Согласно регистрационной книге, это часы настольные электронные сувенирные «Элекон ЧС 02-07» с унифицированным электронным часовым блоком, встроенным в металлический корпус с объемной фигурой в виде собаки породы борзая. На передней панели располагаются электронное цифровое табло и кнопки управления. Часы предназначены, чтобы показывать текущее время в часах и минутах в цифровом виде в интервале от 00.00 до 23.59 и подавать прерывистый звуковой сигнал в предварительно установленный момент времени (режим будильника). По словам Баирмы Владимировны, эти часы были подарены музею Евгением Келиным в 2014 году. В 2007 году ангарчанин заказал их по каталогу и получил по почте из Казани. Собираясь уезжать из Ангарска в Томск, он подарил их музею. Часы немного портит ярко-красный цвет табло, не гармонирующий с бронзовым оттенком корпуса, на котором лежит гордая борзая. Видимо, поэтому они до сих пор не вошли в основную экспозицию музея, хотя вполне способны украсить тематическую выставку.