Многие из нас пользуются общественным транспортом, а значит, и свидетелями «сцен» в трамвае или автобусе почти каждому приходилось становиться не раз. Но одно дело – наблюдать за скандалом со стороны, и совсем другое – быть его участником. В том, насколько это неприятно, на собственном опыте убедилась наша читательница Ирина.
Каждое утро ангарчанка ездит на работу к шести часам утра. В трамвай садится на остановке «Горгаз». Расписание движения первой «тройки» ей как раз подходит – так она вовремя добирается до работы. Этот вид транспорта самый надежный и безопасный – так до недавних пор считала Ирина.
Женщина всегда старалась заранее побеспокоиться о мелочи для проезда. С вечера готовила деньги для себя и членов семьи. Отметим: услугами единственного муниципального транспорта в ее семье пользуются все. Но однажды Ирина не смогла разменять купюру в пятьсот рублей накануне утренней поездки.
«Захожу в трамвай, подаю деньги кондуктору и сразу извиняюсь, что мельче нет. Надо было видеть, с какой грубостью и злостью стала мне отвечать кондуктор трамвая. Во-первых, она обращалась ко мне на «ты», во-вторых, стала меня отчитывать за то, что я «с утра лезу в трамвай с такими крупными деньгами».
Ирина, выслушав оппонентку, попыталась возразить кондуктору: мол, неужели вы не понимаете, что ваше поведение, мягко говоря, неправильное, не надо так по-хамски разговаривать с пассажирами.
«Агрессия, как по цепочке, стала передаваться всем пассажирам того злополучного трамвая, – рассказывает Ирина. – Постепенно к разговору подключались все новые и новые люди, которые разделились на два лагеря: одни поддержали мою позицию, другие встали на сторону кондуктора».
На очередной остановке из кабины высунулась вагоновожатая с вопросом: «Чё те надо?» Ирина, тоже уже «заведенная» происходящим, попыталась и ей объяснить ситуацию. На что получила такой ответ водителя: «Мы за свою работу получаем копейки. Вот как нам платят – так и работаем!»
Ответ гениальный, не правда, ли? Это что ж получается? Если у человека низкая заработная плата, то он может спокойно хамить всем и каждому? Интересная позиция у сотрудников трамвайного парка!
Ну а концовка скандала вообще «добила» постоянную пассажирку «Ангарского трамвая»: вагоновожатая предложила кондуктору запомнить Ирину и в следующий раз выкинуть ее из вагона, а еще лучше – вообще не пускать ее туда!
«У меня было такое ощущение, что я по ошибке села не в общественный транспорт, а попала в частные владения, – недоумевает Ирина. – «Ангарский трамвай» и так находится в плачевном состоянии. Выходит, и сотрудники предприятия делают все для того, чтобы количество пассажиров уменьшалось?»
Вся семья героини публикации долгое время покупала гражданские проездные, чтобы пользоваться услугами трамвая. Ежемесячно на оплату проезда из семейного бюджета уходило чуть больше трех тысяч рублей. Потом начались долгие ожидания вагона. Ирина не поленилась – съездила в депо, взяла расписание нужных рейсов. Если вагон вовремя не приходил на остановку, она звонила и узнавала, вышел ли он на линию.
«Знаете, и тогда ведь без криков не обходилось, – вспоминает ангарчанка. – Недовольные собеседницы на том конце провода то и дело задавали вопрос: «Неужели вы не знаете, какие у нашего предприятия проблемы?»
Ирина сделала вывод, что, видимо, сотрудники «Ангарского трамвая» таким образом вымещают свою злость на пассажирах. Высказать начальству свое недовольство низкой зарплатой люди не могут, а вот рядовым пассажирам – пожалуйста! Возмутила Ирину и уверенность работниц в собственной безнаказанности: они считают, что хамить можно сколько угодно и ничего им за это не будет!
Разговор с читательницей у нас состоялся в середине февраля. Все это время мы пытались связаться с руководством «Ангарского трамвая», просили перезвонить, оставляли номера, но ответа так не дождались.
А Ирина с тех пор ездит на автобусе. Правда, ее рабочий день сейчас заканчивается на 20 минут позже – именно на столько она теперь опаздывает на работу.
«Не страшно, переживем, – говорит Ирина, – зато больше не слушаю оскорблений в свой адрес!»
Наталья Бедрак