Многие ангарчане, получая кредиты в банке, сталкиваются с тем, что при заключении договоров им добровольно-принудительно навязывают страховку. В итоге сумма кредита автоматически возрастает. Однако по закону страхование жизни и потери трудоспособности при оформлении любых видов кредитов – потребительских, банковских, ипотечных и т.д. – не является обязательным, ведь ключевым в этом случае является добровольное страхование. Тем не менее люди, испытывающие острую необходимость в деньгах, вынуждены соглашаться с требованиями банка и подписывают навязываемый им договор.
В одном из номеров нашей газеты юрист ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Веста» Вера Захарова рассказывала о правомочности действий работников банка в данной ситуации. Тема остается по-прежнему актуальной, и сегодня Вера Николаевна продолжила разъяснения, поскольку уже существует судебная практика по возврату страховой премии.
– Хочется обратить внимание читателей «Свечи» на положительную судебную практику по возврату уплаченной страховой премии в случае отказа страхователя от договора страхования в установленный срок ранее 5 рабочих дней (с 1 января 2018 года «период охлаждения» которого составляет 14 календарных дней) со дня заключения договора страхования. Верховный суд РФ определил, что банки должны возвращать деньги заемщикам, отказавшимся от страховки, – отмечает Вера Захарова. – К примеру, если при заключении кредитного договора гражданином было заявлено об участии в программе добровольного коллективного страхования от потери работы, несчастных случаев и болезней заемщиков кредитов, но в течение 14 дней заемщик отказалсяот страхования и потребовал вернуть денежные средства, уплаченные за страховку, банк обязан их вернуть.
Правила о «периоде охлаждения» распространяются в том числе на заемщика, подключенного банком к программе страхования. Поэтому человек вправе отказаться от договора страхования в установленный срок с возвратом всей уплаченной при подключении к программе страхования денежной суммы за вычетом части страховой премии, пропорциональной времени действия договора страхования (если договор начал действовать на дату отказа от него заемщика), а также реальных расходов банка, понесенных в связи с совершением действий по подключению данного заемщика к программе страхования. Обязанность по доказыванию размера таких расходов лежит на банке.
Стоит напомнить, что все договоры добровольного страхования с физлицами со 2 марта 2016 года должны соответствовать требованиям ЦБ РФ к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования. Два года назад эти требования предусматривали возврат страховой премии при отказе страхователя от страховки в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора страхования, сейчас этот срок увеличен до 14 календарных дней.
Подготовила Дина Светлова