Суббота, 24 марта. ДК «Современник» гудит, словно улей. Здесь собрались сотни ангарчан, чтобы выразить свое восхищение образцовому ангарскому коллективу – театру мод «Карина». Шоу-программа, посвященная 30-летию театра, называлась по аналогии с басней Ивана Крылова «Листы и корни» («… Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час!»).
Как итог плодотворной деятельности «корней» – дружного состава руководителей театра мод: режиссера-постановщика Елены Быцко, хореографа Татьяны Герасимовой, художника-модельера Ольги Лепиховой – на сцене выступили воспитанники театра мод разных возрастов, от детсадовцев до уже опытных танцовщиц и моделей, для которых «Карина» стала частью жизни. Десятки четко отработанных номеров, каждый из которых представлял собой мини-спектакль, плавно сменяли друг друга, перенося зрителей в разные точки мира – Францию, Испанию, Японию... Высочайший профессиональный уровень элегантных участниц коллектива и роскошные костюмы, нисколечко не уступающие авторским работам именитых кутюрье, вызывали гордость у ангарской публики – знай наших!
•••
С чего же все начиналось? С детской мечты Лены Быцко, которая, будучи жутко застенчивым ребенком, хотела стать настоящей артисткой. Однако после окончания школы она поступила в техникум и, получив специальность «техник-химик», стала работать на заводе бытовой химии.
«Я понимала, что мое призвание не мешки с порошками ворочать, а заниматься творчеством. Поэтому в свободное от работы время с большим удовольствием посещала творческие экспериментальные мастерские «ТЭТ» при ДК «Энергетик», которые вела Татьяна Николаева, – вспоминает Елена Васильевна. – После смерти моей любимой мамы, которая ушла из жизни в результате тяжелой болезни, когда ей было всего 46 лет, «ТЭТ» стал для меня отдушиной и не дал погрязнуть в депрессии. В мастерских я познакомилась с воспитателем детского сада Соней Гущиной из Саянска, которую пригласила жить к себе, так как одной в четырех стенах мне тогда хотелось волком выть. Ну а Соня потом позвала к нам в Ангарск свою сестру – профессиональную швею Марину Гущину. Увидев, как здорово она шьет, я загорелась идеей создать необычные креативные наряды, которые были бы не хуже, чем у Славы Зайцева! Девочки меня поддержали – а почему бы и нет?»
Между тем для показа экспериментальной коллекции нарядов нужны были стройные девушки модельной внешности. Их Лена умудрялась находить в самых неожиданных местах – в трамвае, магазине, на дискотеке. Подходила и убеждала стать участницей творческого проекта.
•••
Первой проверкой уровня мастерства сестер Гущиных и Елены Быцко стал прошедший летом 1987 года областной конкурс швейного мастерства «Мода, музыка и мяч». Для подготовки коллекции под названием «Шипы и розы» девушки использовали необычные материалы – грубую мешковину, добытую Леной на заводе бытовой химии, и интересные ткани из комиссионки. Времени катастрофически не хватало, поэтому всю последнюю ночь перед конкурсом они колдовали над десятью костюмами. В итоге все равно не успевали, и некоторые места на платьях пришлось закрепить английскими булавками – такой выход из положения нашла смекалистая Лена.
Во время показа никому из членов жюри даже в голову не пришло, каким образом и из каких тканей шились конкурсные наряды. Они просто глаз не могли оторвать от оригинальных роскошных платьев, мини- и макси-юбок, длинных перчаток, ботфорт, по-королевски представленных супермоделями.
«Дебют оказался более чем удачным. Нас заметили и отметили! Мы вошли в тройку призеров среди профессиональных швейных ателье», – продолжает свой рассказ режиссер «Карины».
Первый успех послужил для творческой команды, в которую уже влилась хореограф Лилия Верхотурова, стимулом к дальнейшему развитию и созданию настоящего театра мод. Окончательно решив стать режиссером, Елена поступила на заочное отделение в Восточно-Сибирский государственный институт культуры, расположенный в городе Улан-Удэ.
•••
Все участницы театра мод были ровесницами Лены, а некоторые на год-два старше. Чтобы не расслаблять девчонок, она старалась быть очень строгим руководителем, дисциплину держала почти армейскую. В то же время сама не расслаблялась, крутилась как белка в колесе. Ведь всю свою зарплату она спускала на ткани для костюмов, а на еду зарабатывала, отмывая поздними вечерами полы в ДК «Энергетик».
Время шло, и постепенно у театра мод появилась своя зрительская аудитория, начались первые авторские постановки, посыпались приглашения.
«Помню, как наши модели выступали в Иркутском цирке, и сразу после их номера на арену выбегали лошади. Девчонкам нужно было успеть быстро пробежать мимо, чтобы кони не затоптали их. Да и вообще экстрима в нашей работе было с лихвой. Бывало, домой возвращались на последней электричке или вообще на попутках. В начале 90-х все выживали как могли: чтобы заработать на костюмы и кормить семьи, мы брались за все предложения. К примеру, один день выступали на милицейском корпоративе, а через день – на короновании какого-нибудь криминального авторитета. При этом отношение к коллективу всегда было уважительным, никто не смел тронуть моих девочек. Очень жесткие условия тогда были в гостинице «Интурист», которая, можно сказать, кормила наш театр. Начинать выступление следовало ровно в 19 часов, даже если в зале не будет ни единого посетителя, при этом каждую неделю требовалось представлять новую шоу-программу. Тяжко было, но ведь справлялись!»
•••
Популярность зашкаливала, публика толпами шла посмотреть на дивных ангарских красавиц, которые были все как на подбор – высокие, пластичные, одетые в шикарные платья, ну настоящие звезды! Иркутянам долго не давала покоя оглушительная популярность ангарчанок, которые умели держать марку. Приехав в Иркутск на электричке, переобувшись где-то за углом «Интуриста» в модные туфли на шпильках, они входили в зал настоящими принцессами, словно их доставили на дорогом лимузине.
Какое-то время театр мод не имел своего названия, но однажды одна из участниц – Лена Шорохова – предложила назвать коллектив красивым женским именем «Карина», и все согласились. В итоге название легко прижилось и в какой-то степени принесло удачу детищу Елены Быцко. Коллектив не распался даже после того, как по уважительным причинам от дела отошли сестры Гущины и хореограф Лилия Верхотурова.
«Честно говоря, я не ожидала, что театру мод уготована долгая жизнь. Думала, поработаем год-два, а потом я создам театр юморесок. Мне ведь всегда очень Чехов нравился, очень хотелось ставить мини-спектакли по его рассказам, которые бы радовали зрителя, – признается Елена. – Спустя время поняла, что и в театре мод можно воплощать самые разные режиссерские постановки, которые бы находили отклик у публики».
Вопрос с хореографом и модельером некоторое время оставался открытым. Но, как говорится, далеко ищешь – близко найдешь. Приглашенная Еленой Быцко Татьяна Герасимова (ученица Маргариты Юрасовой) очень органично влилась в «Карину» и стала прекрасным хореографом. Обладая удивительным трудолюбием, Татьяна Анатольевна обучила хореографическому искусству многих девчонок, в том числе и свою дочь Милену, буквально выросшую на постановках «Карины».
Младшая сестра Татьяны Герасимовой Ольга Лепихова была одной из первых моделей «Карины». Через некоторое время она получила специальное образование и стала высококлассным мастером швейного дела. Сегодня сложно подсчитать, сколько театральных костюмов разработала и сшила своими золотыми руками Ольга Анатольевна, но все, что она создает, всегда вызывает восхищение!
•••
…За тридцать лет своего существования театр мод «Карина» поставил много удивительных спектаклей, объездил с ними нашу страну, побывал в разных странах, участвовал и побеждал на фестивалях и конкурсах самого высокого уровня, в том числе международного. Коллектив сменил две сценические площадки – «Энергетик» и «Современник», каждая из которых сыграла большую роль в его становлении, а теперь «Карина» продолжает успешно развиваться на базе ДЮЦ «Перспектива».
Сегодня театр мод объединяет около сотни воспитанниц от 4 до 20 лет, которые учатся не только красиво дефилировать по сцене, но и развивают свои танцевальные, музыкальные и артистические способности.
Елену Быцко, Татьяну Герасимову и Ольгу Лепихову не раз спрашивали, почему они не перебрались в столицу, где есть большие возможности для развития современного жанра сценического искусства, коим является театр мод. На это у талантливого творческого трио один ответ: «Мы не оставим Ангарск, потому что являемся настоящими патриотками родного города. Здесь наши друзья, любимое дело и главное – наши корни…»