Рубрика
Ангарск и Ангарчане
1 апреля мы нашли самую веселую ангарчанку с самым необычным хобби – 73-летняя Нина Муранова коллекционирует анекдоты. И собрание это измеряется не штуками, а килограммами! По ее просьбе мы приняли на хранение в редакцию 20 килограммов смеха и с интересом пошуршали юмористической макулатурой.
Но сначала история о самой Нине Михайловне. Не столько смешная, сколько занимательная. По специальности Нина Муранова швея, много лет работала в ангарском ателье «Рубин». Коллекционированием занимается давно – сколько себя помнит. Сначала увлекалась собиранием марок. Сорок лет назад найти действительно интересную марку дорогого стоило. Да и сейчас тоже. «Марок у меня было очень много – несколько больших альбомов, – рассказывает пенсионерка. – Собирала их целыми сериями и по темам складывала. Так горела этим, потом остыла немного и отдала все это «сокровище» своему племяннику, который увез марки к себе домой в Астрахань. Ну а я на значки переключилась».
Часть коллекции значков и сейчас хранится дома у Нины Михайловны. По ее словам, большинство из собранного она дарит знакомым, которые проявляют интерес к фалеристике. Так называется этот вид коллекционирования. Раньше значки занимали почетное место в квартире Нины Мурановой – висели на поролоновых отрезах над диваном. Сейчас скромно хранятся в коробках. Но заглянуть в них стоит – можно увидеть значки с гербами сотен российских городов. По ним административную географию страны изучить можно! Есть тут и значки, посвященные знаменательным событиям прошлого – к примеру Олимпийским играм 1980 года.
Анекдоты – это особая страничка жизни Нины Мурановой. Она обожает их с молодости. Только вот запоминать самые веселые истории ей никогда не удавалось. И тогда Нина Михайловна решила их вырезать и складывать в папку. Началось это лет тридцать назад – одна полная папка быстро сменялась другой, и в итоге вырезок набралось пять пухлых пакетов! Читать не перечитать! Про чукчей и евреев (про хохлов-украинцев тоже, кстати, шутили всегда, а не только последние четыре года!), про Штирлица и Гитлера, про армию и знаменитостей, про детей и блондинок, про медиков и новых русских, про Вовочку и политиков. Последние два стали одной тематики с 2004 года.
По словам Нины Мурановой, особенно острые анекдоты появлялись в прессе на смене эпох и правителей. Иногда это выражалось одной строчкой: «Меняю теннисную ракетку на кимоно». Догадались, о каких президентах тут говорится? Бесчисленные байки про Брежнева смаковали тему маразма, Горбачёву народ воздал за антиалкогольную кампанию, над Ельциным смеялись, как над «медведем в посудной лавке». Кремлевские хозяева всегда были на острие народного творчества.
***
Советские футболисты выиграли Олимпийские игры, потому что Никита Сергеевич обещал засеять поле кукурузой.
***
Сидит Брежнев в Кремле, пишет очередную свою книгу. В соседнем кабинете политбюро смотрит по телику хоккей. Из-за стенки постоянно слышно: «Шай-бу, шай-бу!»
Брежнев снимает трубку телефона:
– Шайбу, пожалуйста!
Из-за стенки:
– Ур-а-а! Г-о-о-о-л!
***
Советские ученые вывели новый сорт яблок – «Андроповку».
В отличие от знаменитой «Брежневки» он вяжет не только рот, но и руки.
***
1991 г. В самолете Ельцин, Шеварнадзе и Шушкевич спорят, чей народ будет глубже скорбеть, если они разобьются.
Ельцин говорит, мол, конечно, русские. Шеварнадзе – что грузины. Шушкевич – что украинцы.
– Почему?! – удивляются Ельцин и Шеварнадзе.
– Да потому что Кравчука с собой не взяли!
***
1999 г., Москва, демонстрация, друг напротив друга стоят колонны демократов и коммунистов.
У коммунистов плакаты, на них: «Ленин – жив!»
У демократов плакаты, на них: «Ельцин – здоров!»
***
Идет мужичок с арбузом, навстречу – Горбачев.
– Хороший какой арбуз. Дай мне!
– Выбирайте, Михаил Сергеевич!
– Выбирать?! Но арбуз один!
– Ну и что? Мы же вас выбираем!
За каждой такой короткой историей «с бородой» – целый пласт из нашей прошлой жизни. Иные пыльные газетные страницы и сейчас звучат актуально. В анекдотах про американских политиков можно только имена менять – смысл любой байки останется прежним.
Из шуток, что коллекционер обвела красным фломастером как особенно удачные, мне лично понравилась такая:
– Папа, а у вас ведь в Советской армии была толерантность?
– Кто тебе такую фигню сказал?!
– Ну ты ж сам говорил, что вместе с тобой служили два хохла, татарин, бурят, грузин и латыш. И типа все зашибись было.
– Запомни раз и навсегда: толерантность – это фальшь, либерализм и гомосеки. А у нас в Советской армии была дружба народов.
Сама Нина Михайловна затруднилась ответить на вопрос, какой же анекдот в ее коллекции является самым любимым. Она вообще очень скромный человек и своей тяги к собирательству интересного немного стесняется. Признается, что в семье ее увлечение не разделяют. Зять вообще хотел вынести на мусорку пакеты с анекдотами, пока она в больнице лежала.
«Заберите у меня эти вырезки – может, они еще и пригодятся! – сказала она при встрече. – Мне ваша газета всегда нравилась за юмористическую рубрику. Что бы в жизни ни случилось, с юмором жить легче! И работать тоже».
Последнее Нина Муранова и в свои годы доказывает делом – ее дом в 278 квартале носит звание образцового. Нина Михайловна является старшей по подъезду – порядок на площадках, клумбы во дворе, забавные фигуры на газонах она делает с улыбкой, шуточками-прибауточками, которые нет-нет да и всплывают в памяти из архива ее замечательной коллекции.