Все мы сегодня фотографы. С большими фотоаппаратами, маленькими фотиками или айфонами. Кто-то фотографирует по работе, кто-то – для удовольствия. Кто-то хуже, кто-то лучше. Нажать на кнопку может любой, но далеко не все обладают собственным почерком, позволяющим выделить их работы из множества других. И только у избранных фотографии превращаются в произведения искусства.
В выставочном зале Ангарского городского музея открылись две выставки разных по направлению фотографов из Иркутска: Виктора Золотарёва и Александра Князева.
Фотохудожники разделили выставочное пространство зала поровну, предложив зрителю две персональные выставки и два абсолютно разных взгляда на фотографию.
Виктора Золотарёва вдохновляет на творчество природа, он создает реалистические пейзажи, удивительные по своей естественности, отдавая предпочтение природе акватории Байкала. «Лучше прибайкальской и забайкальской природы в мире нет!» – утверждает автор. И, поверьте, у него есть право так утверждать, ведь он видел пейзажи многих стран, не был только в Америке и Австралии. Темой для этой персональной выставки стал Восточный Саян. Двадцать семь фотографий с видами заснеженных вершин, скалистых холмов, горных рек и озер в предгорьях Саян представил Виктор Золотарёв в Ангарске. Большая часть их распечатана на холстах и «одета» в багетные рамы. Сразу и не поймешь, что перед тобой – фотография или живописное полотно.
К своим работам Золотарёв подходит как живописец, создавая в соавторстве с природой величественные пейзажи, возвышенные, как живопись над обыденной суетой. Такой пейзаж – мечта, очень далекая от повседневного человеческого опыта. Природа на его снимках мощная, подлинная. Свои картины он именно создает, сначала снимая виды природы в длительных экспедициях, потом слагая кадры в большие панорамы, которые могут объединять до нескольких десятков снимков. Технология создания таких панорам известна каждому профессиональному фотографу, но… почему-то мало кому удается достигнуть в своих работах такой глубины и такого бесконечного пространства.
Для занятий фотографией Золотарёву пригодились и увлечение туризмом, и технические навыки. На основе японского грузовика он собрал эксклюзивный транспорт, своеобразный дом на колесах, который работает на любом топливе. По воде передвигался на катере (тоже собственной конструкции). Обе машины были идеально приспособлены к занятию фотографией.
Виктор Золотарёв сам издал три авторских фотоальбома: «Байкал», «Мунку-Сардык», «Бурятия. Горная Аха. Долина вулканов глазами фотографа». Уже готов к печати новый большой альбом «Разговор о фотографии».
Свой разговор о фотографии ведет в залах музея и известный иркутский фотограф Александр Князев, который уже давно отказался от принципов реализма в своих произведениях и не снимает обычные реалистические пейзажи или жанровые картинки. Князев представляет современную концептуальную фотографию, смысл которой – не передать с точностью красоту окружающего мира, а решить какие-то более широкие задачи фотографии как искусства. Многие бы сказали, что он занимается фотографией типа «ничего непонятно», и у поклонников «настоящей» пейзажной фотографии некоторые его работы могут вызывать недоумение. Впрочем, достаточно лишь переключиться из «режима созерцания и любования» в «режим воображения и размышления», и ваше общение с произведениями иркутского фотографа превратится в увлекательную беседу. Да, Князев не предлагает зрителю готовый ответ на все его вопросы и запросы. Его работы так и не позволяют до конца понять, чистая это фантазия или лишь немного стилизованная реальность, зато в них хочется разобраться. В таких фотографиях имеет смысл всё: и композиция, и цвет, и ритм, и название. Всё это автор использует как инструменты для внутреннего диалога со зрителем.
«Когда мы вглядываемся в пейзаж, особенно в уникальный пейзаж на Байкале, мы тем самым обнажаем память тех людей, которые уже смотрели на него. Не секрет, что каждый наш взгляд на природу отражается в самой природе, и наша эстетическая энергия в этом пейзаже застревает, – убежден концептуалист Александр Князев. – Отзвуки этой энергии запечатлены в моей последней работе «Планета Байкал».
Серию из пяти фотографий он создал под впечатлением от творчества одного из самых ярких представителей направления «оп-арт» – французского художника Виктора Вазарели. Кроме этой серии в экспозицию персональной выставки Александра вошли произведения из разных творческих циклов, таких как «Женщина растительного происхождения», «Планета Байкал» или «Реинкарнации». Каждый из них мог бы составить отдельную выставку и послужить основой для издания книги.
Александр Князев является автором нескольких изданных фотографических книг, которые приобрели широкую известность: «Память Иркутска», «Ангара – дочь Байкала», «Иркутск», «Байкал. Времена года», «Завещанный город» и «Кольцо Прометея» (в соавторстве с Р. М. Лобацкой). Он также успешно работает в оформлении интерьеров.
Его фотографии приобретены крупными музеями и частными собраниями. Он участник и призер многих международных фотовыставок. Его персональные выставки прошли в Иркутске, Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Шлезвиге, Линце, Сеуле, Вене, Каннах, Братиславе… Пожалуй, он единственный из сибирских фотографов, кто экспонировал свои работы о Байкале в знаменитом Дворце фестивалей в Каннах.
Рассказывать об этом фотографе можно долго, его профессиональный путь длиною почти в полвека настолько разнообразен, что требует более подробного описания. Однако лучше прийти и посмотреть его работы «живьём», увидеть мир его глазами, или, вернее, глазами его камеры. Ведь то, что видим мы, и то, что увидел объектив, никогда не является тождеством.
Адрес музея: ул. Глинки, 25. Телефон для справок: 52-34-02.
Ольга Новокрещенных,
заведующая художественным отделом МБУК «Ангарский городской музей»