В средние века умение подбрасывать, ловко вращая, одновременно несколько предметов в воздух считалось безнравственным поведением, а иной раз приравнивалось к колдовству. Но даже в те дремучие времена всегда находились люди, которые хотели научиться жонглировать, радовать и удивлять публику. Сегодня это умение относится к цирковому жанру и пользуется неизменным успехом у зрителей. В нашем городе мастерством жонглирования владеют участники цирковых коллективов. Впрочем, научиться этому искусству может каждый желающий.
Идея создать в Ангарске школу жонглеров принадлежит руководительнице цирка «Круг надежд» ДК «Современник» Елене Зиновьевой. «К нам и до этого часто обращались те, кого привлекает жонглирование, – рассказывает Елена. – Люди просят научить их жонглировать по разным причинам – большинству это нужно, чтобы развлекать гостей, друзей на праздниках. Некоторые делают это на спор – смогу или не смогу. В прошлом году мы тренировали девушку-бармена, которая сначала научилась ловко подбрасывать теннисные мячики, а потом уже и хрупкие бокалы. Вообще сам процесс жонглирования очень увлекает – научишься простому элементу, и возникает желание делать что-то посложнее. При усердии элементарным движениям можно выучиться за 1-2 занятия. Мастерство приходит позднее. Даже профессиональным жонглерам не все задуманное дается с легкостью. Всегда есть риск падения предмета».
Нужна ли особенная физическая подготовка для жонглирования? У тех, кто имеет силу в руках, цепкость, у кого развито боковое зрение, даже первые занятия проходят успешно. Новичок работает сначала с одним предметом, потом с двумя, затем тренер дает ему сразу четыре шарика, и только потом он уже переходит на жонглирование тремя предметами. Такая этапность позволяет лучше овладеть мастерством жонглирования. Чем больше жонглируешь, тем сильнее ощущаешь себя настоящим волшебником.
По словам Елены Зиновьевой, лучше всего начинать работать с шариками, заполненными крупой или песком. Более легкие и сильно прыгучие теннисные шарики при падении далеко отскакивают. Больше бегаешь за ними, чем жонглируешь. «Профессиональный цирковой реквизит отличается большим удобством – он не выскальзывает из рук, не отскакивает при ударе, рассчитанный центр тяжести позволяет делать более точные передачи предметов друг другу, – говорит Елена Зиновьева. – Впрочем, и самодельные кегли и мячи могут хорошо служить жонглеру. Мы с такими предметами работали несколько лет, постоянно усложняя элементы и декор».
Руководитель «Круга надежд» призналась, что открыла для себя жонглирование не так давно. Конечно, как и любой циркач она умеет перекидывать предметы (Елена Зиновьева очень хорошо жонглирует ногами) и хорошо обучает этому своих учеников. Но уметь – не значит любить и ценить. Открытие случилось несколько лет назад, когда на фестивале циркачей она увидела выступление жонглеров из Казани. Они показали потрясающе эффектный номер и сорвали самые громкие аплодисменты. Казанцы поделились своим умением и с ангарскими циркачами. И теперь то, что делают мальчишки и девчонки из «Круга надежд» на сцене с кеглями, стало визитной карточкой их коллектива. Кажется, что предметы связаны с жонглерами невидимыми нитями и послушно выписывают невероятные па в воздухе. Совершенно потрясающий номер со сложными перебросами в движении приносит коллективу победу на конкурсах и является гвоздем праздничных программ ДК «Современник». Научиться подобному стоит больших трудов и способностей.
В древности такой талант мог уберечь мир от войны. Китайские воины, упоминаемые в трудах, написанных в 770-476 г. до нашей эры, перед битвой показывали врагу свое искусство жонглировать оружием, и зачастую конфликт заканчивался, не успев начаться. Прославленный воин Лан Цзы из провинции Сонг умел обращаться с семью мечами одновременно. Современным жонглерам начинать лучше с более безопасных предметов!