Галина Юрьевна, жительница Савватеевки, специально приехала к нам в редакцию поделиться своей бедой.
– Все началось в марте 2014 года, когда к нам в дом пришли проверяющие из «Облкоммунэнерго». Они выписали предписание о переносе электросчетчика из дома в гараж. А чтобы мы не поленились и быстрее это сделали, срезали пломбу. Предписание мы выполнили, но вот позвать специалистов, чтобы нам снова опломбировали счетчик, оказалось невероятно сложно, – рассказывает Галина Юрьевна.
Женщина вспоминает, что в течение года несколько раз звонила и просила специалистов электросетей приехать для опломбировки, писала заявки на бланках и в специализированном журнале, но никакой реакции не последовало.
– В октябре 2014 года я махнула на это рукой. Тем более что к нам неоднократно приходили работники «Облкоммунэнерго» для сверки показаний счетчика, но никто не обращал внимания на отсутствие пломбы на приборе. Я сама пару раз говорила им об этом, но все было безрезультатно, – продолжает разговор Галина Юрьевна. Женщина пользовалась счетчиком и аккуратно платила по накрученным киловаттам, считая, что все делает правильно.
Гром грянул почти через три года, в марте 2017.
– К нам снова пришли инспекторы из «Облкоммунэнерго», облазили дом от пола и потолка и, увидев, что на счетчике нет пломбы, составили акт о неучтенном использовании электроэнергии. Причем в расчет включили и стоящие в гараже электрообогреватели, которыми в октябре мы не пользовались. В итоге с повышающим коэффициентом 10 получилось, что за три месяца мы «украли» у «Иркутскэнерго» 227 992 киловатта! Как будто у нас не деревенский дом, а маленький алюминиевый завод! Счет нам выставили аж на 172 тысячи 76 рублей! Просто уму непостижимая сумма, – возмущается Галина Юрьевна.
Но даже тут энергетики не смогли выполнить свои же предписания. Уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии было выдано 1 мая 2017 года. А свет у Галины Юрьевны отключили аж в октябре!
– Представляете, что значит остаться перед началом зимы без отопления? Печкой мы наш двухэтажный дом нагреть не можем, а со мной живут две внучки: одной годик, а другой три. Пришлось срочно снимать им и дочери отдельную квартиру. У мужа на фоне всех переживаний случился гипертонический криз. Нет электричества, нет воды. Из колонки можно натаскать только на готовку. За полгода мой дом превратился в сарай, – начинает плакать женщина. – Вы не пишите, стыдно, но я на работу пораньше приходила, чтобы кое-какую мелочь в раковине постирать и голову помыть.
Куда только она не обращалась за помощью! В Государственной службе жилищного надзора Иркутской области, прокуратуре Ангарска ей ответили, что все начисления правильные. А если женщина с ними не согласна, то может обращаться в суд.
Что Галина Юрьевна и сделала. Вместе со своим юристом она села и прочитала законы. Оказывается, если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время, а предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных предыдущим пунктом, то прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг. Сейчас Галине Юрьевне важно доказать факт, что она оставляла заявки на опломбировку, тогда дело можно будет считать выигранным.
Помимо этого женщина в своем исковом заявлении ссылается и на другое положение закона: в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Аварии на сетях не было, просто не было пломбы на счетчике. Да, был не оплачен долг, но в законе не сказано, что это повод для отключения света.
Учитывая все эти обстоятельства, женщина в исковом заявлении требует от ОГУЭП «Облкоммунэнерго» немедленно восстановить электроснабжение в ее доме, а еще возместить моральный вред в размере 500 тысяч рублей.
Мы будем следить за развитием ситуации.