Павлу Бережникову в этом году исполнилось 30 лет. На день рождения бабушка подарила ему видеокамеру. Эта техника просто необходима Павлу – камера запечатлевает многие удивительные вещи, которые происходят в доме и во дворе Бережниковых, живущих на заимке Ивановка, что в 50 км от Ангарска.
То, что Павлу удается делать своими руками, видят не только деревенские. Снятые им видео четырежды принимали участие в телевизионной программе «Сам себе режиссер». И все четыре раза Павел побеждал. За первыми двумя призами просил съездить бывшего односельчанина (сейчас он живет в Подмос-ковье). А потом Павел Бережников не смог отказать в настойчивой просьбе телеведущего Алексея Лысенко лично явиться в студию...
Во время разговора с Павлом мы пересмотрели все отправленные им в Москву сюжеты. И фокус, который он продемонстрировал прямо в студии. Впечатляет. Особенно то, что, по сути, иллюзионист из Ивановки обошелся без масштабного и дорогостоящего реквизита для демонстрации тех номеров, с которыми выступает Копперфилд. Китайской стены в Ивановке нет – её роль сыграла бетонная стена местной бывшей общаги. Стена без окон и дверей. Но Бережников прошел сквозь неё. За тем, как человеческое тело вошло в стену, телезритель наблюдал через тонкую ткань. Есть движущийся силуэт – и через полминуты нет его. Исчез в бетонной стене. Или фокус с доморощенными кроликами – на этот реквизит Павлу особо тратиться не пришлось, это из подсобного хозяйства. Из небольшого по размеру фанерного ящика, пустого и просматриваемого со всех сторон, Павел за уши извлекает одного за другим кроликов. Я видела этот ящик не по телевизору. И кроликов при мне из него доставали. Впечатлило. Показал Павел и отснятый уже сюжет для отправки в Москву. Снято все крупным планом. Зрелище, надо сказать, не для слабонервных. Павел отрывает полметра обычных катушечных ниток, съедает нитку. А потом, задрав футболку, через дырочку на коже в районе живота медленно вытягивает эту самую нитку. Кожа натягивается под ниткой, мурашки бегут по спине... А вам слабо? Мне – точно слабо...
Спрашиваю у Павла, когда и с чего вдруг он увлекся фокусами. Говорит, со школы (он учился в интернате №15). Цирковые представления, Игорь Кио, потом шоу Дэвида Коппер-филда. Больше всего привлекало удивление публики, реакция человека: я вижу это своими глазами, но этого не может быть! Первое, что осилил-разгадал восьмиклассник Бережников – это фокус с разорванной и восстановленной бумажкой. Для этих целей после новогодней ёлки собрал ребятишек из начальных классов на вахте интерната. Объявил, что сейчас покажет фокус. Попросил достать ему из новогоднего сладкого подарка любую конфету. Дали. Он ее развернул, съел. А потом мелко разорвал фантик. Затем дунул – а фантик-то в кулаке целый. Малышня не поверила. Реанимированный фантик изучали пристально всей толпой. Следов склеивания не обнаружили. С этого момента за Павлом Береж-никовым утвердилась репутация настоящего фокусника. Зрелище с фантиком впечатлило не только ребятишек, но и присутствовавших здесь воспитателей.
С этого момента фокусы стали для Павла серьезным увлечением. Иногда над разгадкой того или иного увиденного фокуса он ломал голову месяцами. До многого додумывался. Но кое-что до сих пор разгадать не может. Особенно из выступлений любимого им Игоря Кио.
Еще учась в школе, он стал добывать специальную литературу, кассеты, потом диски. Смотрел одно и то же выступление десятки раз, останавливался, возвращался, не обращая внимания на домашних: «Ну сколько можно смотреть одно по одному, надоел уже!» Ему нужно было до всего дойти своим умом. Доходил. Повторял. Как, например, вышеописанный трюк с проглоченной ниткой. Или с закрытой бутылкой, внутрь которой он легким шлепком по днищу помещал металлическую крышку. Народ в студии, включая Лысенко, ахал. Операторы после съемок просили подержать бутылку с крышкой внутри в руках – они тоже не поняли, как это делается...
Объяснять, разоблачать фокусы просто так нельзя, – считает Павел. Это слишком легкий хлеб. Кто-то за тебя его разжевал и в рот положил. У человека есть мозги, есть глаза. Смотри, думай, постигай.
Вообще-то, публика – явление особое. Народ избалованный, ждущий, чем особым удивят его на этот раз, готовый пренебрежительно осечь: а, я это видел, по телевизору показывали. Кроме пресыщенности, сталкиваешься и с такой вещью, как недоверие и опасение. Как-то Павла угораздило показать приятелю фокус со спичечным коробком прямо в трамвае. Старушки, которые ехали в вагоне, среагировали одинаково – стали свои сумки поближе прижимать. Вот такая у нас логика: ловкость – это где-то рядом с мошенничеством. Между прочим, такая реакция серьезно отбивает аппетит демонстрировать свое мастерство публично. Может, поэтому хобби Павла Бережникова чаще всего ограничивается его домом, семьей, друзьями.
Есть еще один тормозящий фактор – умение держаться перед зрителем. Павел признается, что это очень непросто – выступить, как задумывал, оправдать ожидания людей. Как иллюстрацию привел выступление в павильоне программы «Сам себе режиссер». Он стоял, готовый выйти к публике. Собравшийся, с нужным драйвом, с заготовленным секретом. На нем был надет спортивный костюм. На мастерке – крупными буквами «Адидас». И вдруг его отводят в сторону – нельзя рекламировать продукцию этой компании, снимай мастерку. Снял, пошел без неё. Слава богу, это внеплановое вторжение в состояние артиста не выбило его из колеи. А могло бы.
Вообще, перед большими аудиториями Павлу выступать не доводилось. Несколько десятков зрителей в студии, выступления в школе, по молодости – ночью у костра в деревне. Тогда, лет пятнадцать назад, вечером на костер собиралась вся деревенская молодежь. Развлекались чем умели. Павел показывал свои фокусы. Было интересно...
Я спросила у Павла, что ему помогло в его увлечении. Он ответил. Это четкое осознание, что твое занятие не должно приносить людям вред. Нельзя выдавать освоенный фокусником трюк за особую божью милось, за чудо, за «необъяснимое, но факт». Пусть все будет по-честному. Можешь удивить и порадовать людей – вперед, дерзай. Пищи для ума и творчества достаточно. Наверное, именно поэтому в богом забытой деревне могут повторяться копперфилдовские трюки. Без суперзатрат на реквизит, без особой помпы. Для души. На удивление публики.