Большая премьера состоялась в минувшее воскресенье, 6 мая, на сцене Дворца культуры «Нефтехимик». Народный театр «Чудак» показывал спектакль «Ромео & Джульетта».
Только что закончилась «Ангарская оттепель», но в рамках театрального фестиваля у «Чудака» был совсем другой репертуар: уже сыгранные, сложившиеся «Томление» и «Стечение обстоятельств». И только теперь стало понятно, почему премьеру не стали включать в программу фестиваля.
И дата, и место выбраны неслучайно – в начале творческого пути «Чудак» уже играл «Ромео и Джульетту». По словам актера Сергея Метелкина, это тот самый легендарный спектакль, на который невозможно было достать пригласительный билет (вход был свободный). И тогда режиссер театра Леонид Беспрозванный принял решение устроить радиотрансляцию. Ангарчане, не попавшие в зал, слушали Шекспира в фойе дворца. Сергей Владимирович был среди них.
А 6 мая Леониду Беспрозванному исполнилось бы 85 лет… Перед началом спектакля режиссер театра и ученик Леонида Владимировича Александр Говорин объявил, что «чудаки» посвящают постановку своему учителю, более сорока лет возглавлявшему театр.
Но время не стоит на месте. Новомодным значком «&» в названии артисты деликатно предупредили зрителей: то, что они увидят, не является классической версией пьесы Уильяма Шекспира. Канонический текст переработал Георгий Крюков – филолог, режиссер, актер и также ученик Леонида Беспрозванного.
Пожалуй, более подходящего «соавтора» великий англичанин вряд ли мог пожелать. Георгий Борисович «два часа… разыгрываемой перед вами были» превратил в полтора, рассудив, что время долгих театральных представлений прошло и не всем прописанным автором персонажам нужно появляться на сцене.
– Все бегут по своим делам, мало кто сегодня может позволить себе просидеть в театральном зале два или три часа, – говорит Георгий Борисович. – Жизнь требует ускорения. Я не добавил ни одного слова от себя, только перераспределил реплики монаха Лоренцо так, чтобы повествование шло от его лица и были переходы от одной картины к другой. Из-за непривычного расположения реплик знатокам Шекспира показалось, что появились какие-то вставки.
В постановке «Чудаку» традиционно помогал дворец. Спектакль находился под пристальным вниманием администрации – ведь роль леди Капулетти исполняла директор Антонина Кокошникова. Романтики любовной сцене добавили воздушные гимнасты цирка «Шари-Вари» под руководством Татьяны Андреевой, а песню «Судьба» для спектакля записал солист студии «Ретро» Сергей Игумнов (руководитель Елена Лелюк). Художественным оформлением постановки руководил художник театра Вячеслав Прошин.
И здесь «Чудак» оставил каноны далеко позади: чего стоят «проезжающий» из кулисы в кулису балкон, вращающаяся на авансцене площадка, видеопролог, полностью оправдывающий фразу Лоренцо: «Таких страстей конец бывает страшен».
История начинается с намеренной «пробуксовки», словно в воспоминаниях Лоренцо лица проступают все ярче по мере того, как монах мысленно погружается в прошлое. Это ощущение передается и через костюмы: актеры «одеваются» постепенно. Так, Джульетта, роль которой сыграла начинающая актриса Валерия Шайхудинова, появляется в джинсах и рубахе до колена, а в соответствующее эпохе платье одевается уже после знакомства с Ромео.
Ромео – Владислав Разумеенко, более опытный актер, обладатель «приза бабы Кати» за лучшую актерскую работу на фестивале «Театральная осень на Байкале» в 2016 году. Но и Валерии, и Владу удалось передать то сумасшедшее окрыление любовью, то страстное нетерпение, то неприятие мира без любимого человека, о которых рассказывал Шекспир. И на которые человек в мире, где любовь называют «отношениями», кажется, уже не способен ни в юности, ни, тем более, в зрелости.
Вся эта история выглядит теперь как исповедь монаха, который так и не сумел простить себя за то, что не смог предугадать капризы судьбы. Он ищет оправдания своим действиям, которые считал единственно возможными и правильными в момент их свершения, но не находит. Памятник Ромео и Джульетте, возвещающий о долгожданной мирной точке в гражданской войне между представителями двух многочисленных семейств, для него служит вечным упреком.
Обычно, когда смотришь «Ромео и Джульетту», так и хочется подсказать вместе с Лоренцо: «Подождите! Куда торопитесь, ребята? Немного терпения – и все сложится, как нужно, вы будете вместе». А здесь все было настолько органично, что не хотелось! Эта история закончилась именно так, как должна была закончиться. В любом случае спектакль надо еще не раз посмотреть, чтобы разобраться в послании, которое «Чудак» адресовал ангарчанам.
Вероника Серёгина