Системе ОМС исполнилось четверть века. 25 лет назад начали происходить кардинальные изменения в организации медицинской помощи в России. С принятием в 1991 году закона «Об обязательном медицинском страховании» началась эпоха медицинского страхования в нашей стране. Необходимость подобных изменений трактовалась остаточным принципом финансирования, стремлением перевести медицину на рыночные рельсы и этим самым обеспечить более высокую защищенность пациента, хотя, по большому счету, было и стремление подражать западным укладам.
Система ОМС реально на практике заработала в 1993 году, когда была выстроена вертикаль фондов ОМС от федерального, областного до филиалов на местах, в муниципалитетах. Появились медицинские страховые организации.
Первым директором Территориального фонда ОМС был назначен Владимир Промтов, а его ангарский филиал возглавила Галина Крипак. Им достались, пожалуй, самые тяжелые годы становления системы ОМС. Многие вопросы решались, что называется, с нуля. В условиях противоречивой нормативно-правовой базы всё решалось за счет ответственности, инициативы и высокой дисциплины работников вновь создаваемой системы.
В 1997 году произошла смена руководства, Ангарский филиал возглавила руководить Вера Гранина. Это были годы более точной настройки механизма действия системы ОМС: выстроились взаимоотношения всех, кто причастен к системе обязательного медицинского страхования.
В настоящий момент областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования возглавляет Евгений Градобоев, человек, имеющий хороший опыт работы в экономической службе Минздрава Иркутской области. А ведь это очень важно – чтобы параллельные структуры фонда и Минздрава понимали друг друга.
Так, благодаря взаимопониманию удалось разрешить, пожалуй, самое острое противоречие в работе: найти оптимальную пропорцию между количественными объемами медицинской помощи и финансовыми объемами. Финансирование в выделенных объемах стало ритмичным, надежным. Медицинские организации получили возможность планировать и выстраивать свою работу на более тонком уровне. Большинство медицинских организаций области при жестком и неукоснительном требовании исполнения государственного заказа научились это делать, мобилизовав все резервы и, конечно же, интеллектуальные возможности. Евгений Валерьевич – руководитель регионального масштаба, который тонко знает потребности тех, кто работает непосредственно с пациентами, и воплощает это в решения, касающиеся всех медицинских организаций.
Нынешнее руководство Ангарского филиала фонда ОМС в лице Жанны Зверевой сегодня плавно выдерживает основные направления, заданные системой обязательного медицинского страхования. Работать стало значительно легче, появились настоящие партнерские отношения, исчез назидательный тон, стремление видеть во всем только ошибки медиков. Это очень важно в работе – когда ощущаешь не только контроль, но и организационно-методическую помощь, заботу и внимание.
Система обязательного медицинского страхования становилась, совершенствовалась и продолжает работать на моих глазах как гарант соблюдения прав не только пациентов, но и медицинских работников. Творческий подход к организации сделал ее гибкой, надежной, плавной, устойчивой. Несмотря на критические мнения о ее деятельности, реальной альтернативы этому механизму не предложено.
Я от всей души поздравляю Ангарский филиал ТФОМС с 25-летним юбилеем! Желаю дальнейших творческих успехов, плодотворного сотрудничества. Направление в работе выбрано правильно, есть ощущение удовлетворения от выполняемой работы, поэтому – в добрый путь!
Только цифры
За 2017 год в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области от граждан поступило около 300 тысяч обращений, из них 76% – заявления, о выборе и замене СМО и выдаче дубликата (переоформлении) полиса.
При этом в фонд было направлено 233 жалобы от населения, из которых 126 признаны обоснованными. Первое место занимают обоснованные жалобы на качество медицинской помощи (92 обращения). На втором месте – обоснованные жалобы на организацию работы медицинской организации (20 фактов). На третьем месте находятся жалобы на взимание денежных средств по программе ОМС (13 жалоб).
В 2017 году было зарегистрировано 1284 обращения, поступивших на телефон горячей линии. В 99,5% случаев это были обращения за консультацией; 0,3% составили жалобы; 0,2% – заявления.
В структуре обращений (в том числе и на телефон горячей линии) преобладают вопросы обеспечения полисами ОМС, в том числе иностранных граждан и беженцев – 49,6%, на втором месте (18,5%) обращения по теме «другие», третье место занимают вопросы о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи по программе ОМС (12,2%).
Борис Басманов,
главный врач ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи»