Первым на сцене появился луч света, направленный на рояль. Через минуту из-за левой кулисы вышел музыкант в костюме и ярком галстуке-бабочке, поклонился залу и занял место за роялем. Заиграл сначала тихо, постепенно наращивая звук, красивую, душевную мелодию. Так начался концерт «Иеромонолог» отца Фотия, победителя четвертого сезона телевизионного шоу «Голос», насельника Пафнутьево-Боровского монастыря, что в Калужской области.
Ровно два года назад в материале нашей газеты о выступлении Патриаршего мужского камерного хора «Благозвонница» было объявлено, что иеромонах Фотий получил благословение от патриарха на выступления по стране и через год приедет в Ангарск. Тогда народ обрадовался – многим был симпатичен этот молодой, скромный и талантливый человек, который так смело соединил, казалось бы, несоединимое. Отца Фотия в нашем городе ждали.
Он вышел на сцену ДК «Современник» ко второму номеру программы, в простой синей рясе, знакомой зрителям по сцене «Голоса», и представил пианиста: концерт открыл лауреат всероссийских и международных конкурсов, композитор и аранжировщик Александр Тевелев. «Иеромонолог» несколько раз прерывался сольными номерами музыканта. Он был единственным, кто разделил в этот вечер сцену с вокалистом, – камерный хор «Партес» и специальный гость Додо Догсадзе, заявленные на афише, так и не появились.
Впечатления от концерта 19 мая остались двойственные. Нет, однозначно понравилось, и очень! Иеромонах Фотий – обладатель тенора красивейшего тембра и силы, ему по плечу и душевность русских романсов, и философичность Григория Лепса, и верхи солиста «Scorpions». Но духовный сан этого человека, до пострижения в монахи носившего имя Виталий Мочалов, не позволял публике принимать его как обычного исполнителя.
Да и не было в нем ничего от звезды и победителя телешоу! Он не претендовал на зрительскую любовь и аплодисменты, хотя первое, что сделал, появившись на сцене, – поблагодарил тех, кто пришел, кто болел и голосовал за него во время шоу «Голос». Аплодировать ему хотелось, но отец Фотий тихо повторял: «Спасибо», – и словно тушил овацию. В то же время Александру Тевелеву хлопали долго и с удовольствием, – и он с не меньшим удовольствием принимал благодарность публики.
Блестящее в техническом отношении исполнение вступало в странное противоречие с малоэмоциональной подачей. Бесстрастие сочеталось с явной устремленностью к небесам, и репертуар был соответствующий. Но при этом – ни одного православного духовного песнопения. Зато прозвучал классический католический Panis angelicus («Хлеб ангелов»). В Германии, куда эмигрировала семья Виталия Мочалова, будущий отец Фотий, играя на органе, участвовал в церковных католических и протестантских службах – православной церковью это не возбранялось.
В концерте были исполнены произведения, знакомые зрителям по телепроекту «Голос», неаполитанские песни на языке оригинала (отец Фотий в свободное время изучает иностранные языки), эстрадные хиты, вроде «Малинового звона». Всё, что бы ни пел иеромонах, было исполнено светлой и чистой грусти.
Может, здесь кроется секрет особого притяжения этого безмерно обаятельного человека с ясными глазами и чудесным голосом? Нашей песенной эстраде давно не хватает таланта, чистоты, света и искренности. А у отца Фотия все это есть.