«Уважаемая редакция! 16 мая моя мама уехала утренним автобусом на дачу в СНТ «Широкая Падь». Однако вечером, в 17.30, автобус за ними не приехал. Поскольку общественный транспорт ходит в садоводство утром и вечером только по средам, пятницам и выходным, мама побоялась там оставаться и вместе с несколькими соседями пошла до дороги из Тальян, которая находится в семи километрах от «Широкой Пади», в надежде попасть на проходящий автобус. Но на него они опоздали. Пришлось пожилым людям пешком идти в сторону города, домой моя мама пришла около часу ночи. Почему перевозчики не выполняют взятые на себя обязательства, заставляя пенсионеров месить грязь по лесным дорогам?»
Светлана Витальевна
Поговорив со Светланой Витальевной, мы услышали совершенно жуткую историю. Оказывается, ее маме уже 78 лет, но оторвать от дачи ее совершенно невозможно. Ведь, как известно, для многих пенсионеров это единственная отдушина, возможность общения и стимул жизни. Отними ее – и старики зачахнут. Вот и ездят они на свои дачные участки, несмотря на болячки и возраст.
– «Широкая Падь» – большое садоводство, и обычно водитель собирает дачников, которые выходят к началу улиц. Если дорога плохая, то водитель предупреждает, чтобы все собирались у ворот. Но в этот раз он и вовсе не приехал. В садоводстве нет электричества, а значит – нет и возможности хранить запасы еды и накачать воду. А еще здесь нет связи. Поэтому сообщить о возникшей проблеме мама мне не смогла. Они приняли решение идти до СНТ «Медик», где им сказали, что автобус был, но ушел. При этом сидевшие в нем дачники требовали у шофера доехать до «Широкой Пади» и забрать людей, которые уехали туда утром, но тот развернулся и поехал обратно, – рассказала нашей газете Светлана Витальевна.
Посовещавшись, пожилые люди, вместо того чтобы вернуться назад и ждать взволнованных родственников, которые примчатся за ними, как только в положенный срок они не вернутся домой, решили идти вперед.
Дорога далась им нелегко. Кстати, мама Светланы Витальевны была среди присутствующих самой молодой. Самому старому члену вынужденной «экспедиции» исполнилось 85 лет! Ходокам удалось уговорить водителя проезжавшего мимо грейдера, чтобы он хотя бы немного подвез деда, который просто плакал от усталости и, преодолев почти 10 километров пути, уже не мог идти.
Шел двенадцатый час ночи… А старики поднимались и поднимались в горку. Уже были видны крыши Якимовки, когда путников нагнали китайцы, ехавшие из Тальян. Бабушки вчетвером сели на заднее сиденье, а вот дедушка, которого они нагнали, уже не помещался. Пробовали усадить его в багажник – никак. Пришлось устраивать его на коленки к бабушкам.
Шел первый час ночи, когда путешественники достигли кладбища. Тут их высадили из машины, поскольку попутчикам нужно было ехать в Усолье. Старикам пришлось голосовать, чтобы остановить машину. С горем пополам, уставшие и измотанные, они наконец добрались до дома.
– Мама очень плакала, плохо себя чувствовала и теперь боится ехать на дачу. Второй раз она такую дорогу не выдержит. Я не понимаю: почему водитель официального маршрута занимается самоуправством? А если бы старики не дошли? На чьей бы совести была их смерть? Требую объяснений от руководства автопредприятия! – закончила рассказ Светлана Витальевна.
Мы тоже попросили пояснить нам сложившуюся ситуацию. И получили ответ от Владимира Хмыльникова, руководителя пресс-службы Ангарского городского союза автотранспортников:
«К сожалению, участок от садоводства «Медик» до «Широкой Пади» даже при хорошей погоде не отвечает условиям, которые необходимы для осуществления регулярной работы сезонных (дачных) маршрутов. При непогоде на данном участке создаётся прямая угроза жизни и здоровью пассажиров (вплоть до опрокидывания автобуса). Проведение ремонтных работ на участке осложняется глинистым грунтом и поздним сходом талых вод.
Тем не менее руководители транспортных предприятий, откликаясь на просьбы садоводов «Широкой Пади», не отказываются от выполнения дачных (сезонных) рейсов до этого садоводства при сложных дорожных условиях и крайне низком, нестабильном количестве пассажиров. Договор на осуществление дачных (сезонных) пассажирских перевозок по маршруту «Городская автостанция – садоводство «Широкая Падь», заключенный между администрацией АГО и ООО «Автоколонна 1949», оставляет за перевозчиком право в случае неблагоприятных погодных условий, создающих угрозу безопасности пассажиров, принимать самостоятельное решение об изменении маршрута движения.
Вечером 16 мая служба МЧС сделала SMS-рассылку об ухудшении погоды. Погода действительно начала портиться. Опасаясь за безопасность пассажиров, водитель принял решение выполнить рейс только до садоводства «Медик». Так как сотовая связь в данном районе отсутствует, водитель поставил диспетчера в известность лишь после появления сотовой связи.
Проблемный участок дороги от садоводства «Медик» до «Широкой Пади» должен быть включен в федеральную программу ремонта в 2019 году. После ремонта рейсы в садоводство «Широкая Падь» будут выполняться регулярно».
Мы и сами решили проверить, в каком состоянии находится дорога до «Широкой Пади» и сколько в ней проживает садоводов. Увиденное повергло нас в шок. Садоводства в общепринятом понимании слова там не существует. Из нарезанных когда-то 1200 участков с трудом обрабатывается от силы десяток наделов, разбросанных там и сям в лесу. Есть несколько полуразрушенных домиков. Видимо, остались они от тех, кто понял, что на самом деле без воды и электричества делать здесь нечего.
Глинистая дорога становится скользкой и непролазной от малейшей влаги. А колея давно требует подсыпки и грейдирования – пускать здесь автобус с людьми очень рискованно! Если он встанет, то без сотовой связи помощи можно ждать полдня, пока диспетчер не отреагирует на то, что в нужное время от автобуса не появился сигнал GPS.
Единственный выход в этой ситуации – уговаривать бабушек и дедушек бросить здесь хозяйство или купить им участки поближе к городу. Чтобы садоводство было им в удовольствие, а не в мучение. И без нервотрепки для родственников.