«Уважаемая редакция! В нашем доме установлен общедомовой прибор учета горячей воды. Около года назад ему потребовалась поверка. Казалось бы, сделать это проще простого, но возникли неожиданные сложности. Управляющая компания кивает на «Иркутскэнергосбыт»: мол, это они установили ОДПУ, а документы на него нам не передали, поэтому поверять должны энергетики. В «Иркутскэнергосбыте», наоборот, настаивают, что прибор учета находится на балансе жилищников и поверка – это их забота. Так мы концов найти и не можем. Всё бы ничего, но, пока прибор не поверен, нам начисляют плату за тепло по нормативу. А это гораздо больше, чем было по счетчику. Где нам правду искать?»
Надежда Анатольевна
Уважаемая Надежда Анатольевна, ваш вопрос мы адресовали Андрею Харитонову, заместителю директора по сбыту ООО «Иркутскэнергосбыт»:
– Хочу отметить, что ситуация с общедомовыми приборами учета в Ангарске кардинально отличается от положения по всей Иркутской области. И если в Иркутске домов с неповеренными приборами учета всего 90 штук, то в Ангарске, который меньше областного центра в два с половиной раза, таких домов 300! – начал разговор Андрей Юрьевич.
В чем же причина такого расхождения?
– Давайте начнем сначала. Федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» обязал собственников установить в домах общедомовые приборы учета. Поскольку жильцы не торопились это делать, нам пришлось в соответствии с законом взять инициативу в свои руки. ОДПУ мы установили, а жильцам выставили за это счет – его можно увидеть в ежемесячной платежке от «Иркутскэнергосбыта». Плюсы установки ОДПУ, думаю, оценили многие – платежи за тепло стали гораздо меньше, чем были по нормативу. Но самое главное, что, как только прибор учета был установлен в многоквартирном доме, он сразу стал частью общедомового имущества МКД – это регламентировано Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491. А значит, ответственность за его обслуживание несет управляющая компания, с которой у жителей дома заключен договор обслуживания, – это положение прописано в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», – продолжил Харитонов.
Так же как и внутриквартирные счетчики, общедомовые приборы учета нуждаются в поверке (сроки ее проведения указаны в паспорте агрегата). Если этого не сделать вовремя, ОДПУ будет считаться неисправным и начисления за тепло снова пойдут по нормативу. Но кто всё-таки должен поверять прибор?
– В федеральном законодательстве указано, что обслуживание прибора учета входит в минимальный тариф на ремонт и обслуживание жилья. То есть эту услугу управляющая компания обязана предоставить жильцам! И безо всякого дополнительного взимания платы! – объяснил Андрей Юрьевич.
Однако в нашу редакцию не раз обращались ангарчане, которых в управляющих компаниях просто отфутболивали, заявляя, что прибор учета «Иркутскэнергосбыт» по акту приема-передачи им не передавал. А значит, слесари и сантехники из жилищной компании не имеют права к нему даже прикасаться! Кто же прав?
– Мы никому ничего передавать не должны! Повторюсь: эти приборы мы установили в силу закона, и они автоматически стали общедомовым имуществом, за которое с нами расплачиваются жильцы. То есть каждый из них, условно говоря, владеет частью этого прибора. И обслуживать его должна та управляющая компания, с которой у собственников заключен договор. Если УК против, то она, мягко говоря, уклоняется от исполнения своих непосредственных обязанностей. Бывает еще и такое, что в УК говорят жильцам: «Сдавайте деньги, будем без проблем и обслуживать, и поверять ОДПУ». Это тоже не совсем верно. Как я говорил, эти работы включены в минимальный перечень работ по дому. И взимание за это дополнительной платы с жильцов недопустимо! – уверен Андрей Юрьевич. И продолжает: – Конечно, жилищные компании можно понять, не все жильцы ответственно относятся к своим обязанностям платить вовремя и в полном объеме. И управляющие компании порой вынуждены экономить, чтобы выполнить более необходимые работы в доме, а поверки ОДПУ находятся на втором плане. Но куда в итоге идут недовольные жильцы, когда получают начисления с оплатой по нормативу? К нам! И мы каждый раз долго и терпеливо разъясняем, кто кому и за что должен.
Могут ли жильцы хоть как-то воздействовать на управляющую компанию? Да, уверен Андрей Юрьевич, жаловаться на нее можно в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области. Но лучше всего сесть за стол переговоров. В Ангарске есть немало примеров, когда собственники квартир находили со своими управляющими компаниями общий язык. Ведь лето пройдет, и снова наступит зима. Управляющая компания должна подготовить к холодному сезону дом и тепловой узел. И от того, с каким качеством это будет сделано, зависят наши с вами будущие платежи за тепло.
На правах рекламы