Есть люди, которые принципиально не отвечают, когда им звонят с незнакомого номера. Пожалуй, в этом есть доля истины, но только не в том случае, если вы входите в категорию должников. Ведь вам могут позвонить и коллекторы, а с ними лучше наладить диалог, и вот почему.
У специалиста по взысканию проблемной задолженности несколько задач: предотвратить рост долга, вернуть должника в график платежей и обеспечить погашение ранее взятого кредита. Инструмент работы один – это диалог, в ходе которого специалист напоминает о сроках, предлагает разработать индивидуальный график платежей и даже может списать часть долга. Все это позволит не доводить дело до суда и соответствующих судебных издержек, а на стадии исполнительного производства избежать мер принудительного исполнения, принимаемых сотрудниками ФССП.
Таким образом, диалог с коллектором по факту выгоден. Конечно, если вы не хотите принимать у себя приставов, которые уполномочены производить опись имущества и арест счетов. Как правило, в своей работе коллекторские агентства применяют несколько методов взыскания. Например, на досудебной стадии рассылают sms и письма по электронной почте с напоминанием о задолженности, осуществляют телефонные звонки. На этом этапе они хотят понять причину образования просрочки и, соответственно, предложить схему погашения долга. Если причины невозврата носят объективный характер, то коллекторы могут дисконтировать либо реструктурировать долг. Важно подчеркнуть, что контакт с должником происходит в строго установленное законом время, запрещено угрожать должнику и вводить его в заблуждение относительно статуса взыскателя или возможных последствий неплатежа по кредиту. Кроме того, коллекторы соблюдают правила обработки персональных данных должника.
Как должен вести себя профессиональный коллектор? Об этом нам рассказал руководитель ангарского филиала Первого коллекторского бюро Олег Удод:
– Специалист обязательно должен назвать свою фамилию, имя, отчество и компанию, которую представляет. Он не имеет права сообщать подробности о долге и вести диалог с третьими лицами, то есть спрашивать у вашей мамы, жены, тети или соседки, когда вы заплатите, это запрещено. Также коллектор может звонить и отправлять сообщения только определенное количество раз в неделю. На телефонные разговоры распространяется ограничение в виде двух звонков, на sms-сообщения – не более четырех за 7 дней. Ему запрещено информировать вас о долге в нерабочее время – по будням с 22.00 до 08.00 и по выходным с 20.00 до 09.00. Он не может встречаться с вами лично более одного раза в неделю, не имеет права причинить вред в любой форме, применять физическую силу, угрожать, оказывать психологическое давление, наносить вред личному имуществу. Коллектор должен вести диалог в деловом стиле, не переходя на повышенные тона с использованием ненормативной лексики. По факту разговор с коллектором очень похож на диалог с сотрудником банка, в который вы позвонили узнать подробности по вашему кредиту. Если общение проходит в иной форме, то, скорее всего, вы имеете дело с мошенниками.
Важно помнить, что работа коллектора ведется строго в рамках Федерального закона № 230-ФЗ, который вступил в силу1 января 2017 года, и регулируется Федеральной службой судебных приставов (ФССП), а значит, ваши права защищены.
Анна Сёмина