Месяц назад в Ангарском муниципальном образовании прошли выборы депутатов в Думу АМО. На первом заседании Думы выбран мэр. Казалось бы, эпоха «команды» завершена де-юре. А как на самом деле? Над чем работает новая власть и, главное, в какой обстановке – об этих и других вопросах мы говорили с мэром АМО Владимиром Жуковым.
– Владимир Валентинович, во время предвыборной гонки вы в общих чертах сказали ангарчанам о том, какие задачи станут приоритетными для новой власти. Получается двигаться по намеченному графику?
– Получается. Но есть хорошее выражение: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Мы пришли во власть, начали работу и сразу же столкнулись вот с чем: те изменения в Уставе АМО, что были внесены в «пожарном» порядке предыдущим депутатским корпусом, были настолько корявыми и привязанными к администрации Козлова, что пользоваться этим уставом сегодня практически невозможно. Работа, по сути, парализована. В чем конкретно это выражается? В новой редакции устава не прописан переходный период. Администрация Козлова почему-то решила, что они будут исполнять полномочия до тех пор, пока не будет выбран сити-менеджер. Для примера: во Владивостоке подобная ситуация тянется третий год. По дополнительному трудовому соглашению такие полномочия Ирины Цыпенко, которыми ее наделил Андрей Козлов, могут продлиться до 2015 года. Мы приняли решение о её увольнении, и решение это, на мой взгляд, законное. Цыпенко обратилась в суд... И тем не менее сегодня она не работает. Не работает и Герявенко, который также отказался написать заявление об увольнении. Хотя, следуя логике и букве закона (Положение об администрации), когда заканчиваются полномочия мэра, заканчиваются и полномочия его заместителей.
– Уволен ли бывший мэр Андрей Козлов?
– Не уволен. Хотя он должен был своевременно подписать распоряжение о своем увольнении. У Андрея Петровича потребовали вернуть муниципальное имущество, которым он пользуется до сих пор, в частности, дорогостоящую оргтехнику. Её почему-то не оказалось в кабинете мэра. Андрей Петрович посчитал возможным увезти казенный компьютер и прочее домой. На вопрос «почему» он ответил так: «А я еще не уволен. Уволюсь – верну». Видимо, г-н Козлов рассчитывает, что и его полномочия затянутся до 2015 года. Более того, это не просто нежелание уволиться. Бывшие члены администрации заложили себе в случае увольнения очень серьезные финансовые преференции: у кого – 3 месяца содержания из бюджета, у кого – 6. Плюс отпуск три месяца. Препятствовать такому разбазариванию бюджетных денег только волевым решением нельзя. Вопрос нужно вернуть в правовое поле, иначе бывшая администрация получит эти деньги по решению суда. Что-что, а пользоваться бюджетом в своих интересах они научились мастерски. И советник бывшего мэра по правовым вопросам с уголовным прошлым мошенника свой хлеб с икрой ел не зря: его кормильцы многому у него научились.
– Советники мэра Котов и Рогов долгое время получали кратно завышенную заработную плату, причем должности, на которые они были приняты, не существовали в природе и штатном расписании. Депутаты прошлого созыва не довели этот вопрос до конца, несмотря на то, что еще год назад прокурор вынес протест. Стотысячную зарплату Рогов и Котов, надо полагать, получают до сих пор?
– До сих пор. Я надеюсь, что мы наведем в этом вопросе порядок. Сейчас готовим документы, опираясь на тот самый протест прокурора.
– Каких еще «троянских коней» запустила бывшая администрация?
– Они есть практически во всех отделах. Сегодня мы разбираемся с кадрами. Выясняется, что некоторые сотрудники оформляют документы задним числом, в том числе и Ирине Цыпенко. Есть объяснительные по этому вопросу. Утром 26 октября Ирина Цыпенко была уволена. А вечером того же дня оформляется ее назначение на должность... и.о. главы администрации, но от 25 октября. Ирина Евгеньевна сама себя назначила, причем, по имеющимся сведениям, находясь в тот момент на больничном. Что это, как не должностной подлог (статья 292 УК РФ)? Видимо, бывшая администрация не уразумела, что срок полномочий ограничен временными рамками и бюджет – это не собственный карман. Но расставаться с этой мыслью никак не желает.
– Сейчас идет работа над бюджетом 2011 года. Ситуация непростая. Этот главный финансовый документ готовила «команда», а работать по нему придется новой Думе и администрации.
– Сроки принятия бюджета ограничены. Мы вынуждены будем принять его практически в том виде, в котором он сверстан. Так как все сметы и расчеты подготовлены именно под этот бюджет. А потом будем корректировать.
– Что будет внесено в бюджет?
– Во-первых, повышение заработной платы для работников образования. На сколько именно? Первый вариант – около 20 процентов. Что касается сроков, это со второго квартала 2011 года. И второй вариант – до 30 процентов при наличии возможностей бюджета.
– Дополнительные расходы для районного бюджета немалые...
– Если мы добавим к зарплате 30 процентов, дефицит бюджета будет около 150 миллионов. Если нам удастся сократить затраты на выплаты в связи с увольнением бывшего мэра, его заместителей и т.д., то, возможно, зарплату педагогическим работникам повысим и раньше. В большей степени повышение зарплаты будет ощутимо для младшего персонала. Допустим, зарплата младшего воспитателя дошкольного учреждения (а это 840 штатных единиц) вырастет ориентировочно с 4,3 тыс. руб. до 5,6 тыс. руб. Повышение зарплаты коснется всех педагогических работников.
– Какие перемены ждут ангарское здравоохранение?
– На территории страны действует всероссийская программа по модернизации здравоохранения на условиях софинансирования из местных бюджетов. Её цена – 460 млрд руб. Мы запланировали войти в эту программу на 2011-2012 гг. Выложились максимально, будем ждать финансовой поддержки и регионального правительства, и центра. Запланировали строительство поликлиники в Мегете (90 млн руб.). Будет отремонтирована старая поликлиника в том же Мегете, шесть детских садов, школа искусств в Мегете. Планируется проведение ремонтов в школах (по заявке службы муниципального хозяйства на 2011 г. на 11,2 млн руб.). Сейчас депутаты комиссионно проверяют состояние этих объектов.
– Как будет решаться проблема нехватки мест в детских садах?
– Уже поручено рассмотреть вопрос проектирования садика в 29 микрорайоне. На той, к сожалению, частично застроенной территории, что отводилась на эти цели Генпланом. Второй путь: будем забирать здания детских садов, которые были отданы в свое время в аренду. Уже подобраны два здания, более других пригодные к эксплуатации. Кроме них, есть еще три детских сада, которые мы реально можем вернуть нашим детям. Вернуть по закону. Есть еще один путь решения проблемы нехватки мест: увеличить площади уже существующих зданий, пристроив к ним корпуса.
– Через полгода – юбилей города. Стадион «Ангара», где традиционно проводились мероприятия ко Дню города, в аварийном состоянии.
– Мы рассматриваем варианты, каким образом отремонтировать стадион. По предварительным данным, стоимость такого ремонта обойдется в 30 млн руб. Деньги на эти цели сегодня в бюджет не заложены, нет сметной документации и экспертизы. Для районного бюджета это серьезные расходы, но не ремонтировать стадион нельзя. Будем обращаться за помощью в областную администрацию.
– Что будет с нашим многострадальным долгостроем – школой в 7а микрорайоне?
– За период с 2003 года (тогда было получено разрешение) на строительство этого объекта потрачено более 100 млн руб. Особого интереса у власти, судя по темпам работ, к нему не было. На «Ермак» ведь нашли деньги, и немалые. Пока школа стояла, на стадион выделили около миллиарда рублей. Строили учебные корпуса, но забросили хозблок школы. В начале 2009 года та же структура, что разрешила строительство, вынесла отрицательное заключение по этому же объекту. Администрация и служба заказчика не стали оспаривать это решение в суде. Строительство было заморожено. Выход нашли простой: поставили на объект подконтрольный ЧОП, и это тоже стало для них источником дохода. Теперь только охрана недостроя обходится бюджету в 1,3 млн руб. в год... Две недели назад мы провели совещание, выезжали на место, определили круг задач. Будем выходить на область – завершение строительства школы в 7а микрорайоне необходимо включать в областную программу. Самостоятельно районный бюджет эти расходы не потянет. Затягивать строительство уже некуда.
– Какие планы у новой власти в отношении сельского хозяйства? Что уже сделано?
– Проведено совещание с руководителями отдела сельского хозяйства, поселений, фермерами. Выясняется, что на территории АМО много невостребованных и неиспользованных земель. Этот вопрос должен быть проанализирован отделом – сколько именно у нас земель, для каких целей их лучше использовать. Необходимо вернуть те земли, что были по-барски розданы некоторым лицам и не использовались по назначению. От того, насколько грамотно, по-хозяйски будут использованы эти земли, зависит наполнение районного бюджета.
Мы приглашали на совещание министра сельского хозяйства области. На уровне губернатора шла речь о поддержке и развитии следующих направлений этой отрасли: овцеводство, разведение КРС, свиноводство, птицеводство (речь шла о расширении территории птицефабрики), рыбоводства, овощеводства, зерноводства. Пока в эти программы войдут те сельхозпроизводители, которые уже работают на рынке. Но это постоянно действующая, перспективная ниша.
– На какую реальную помощь губернатора может рассчитывать АМО?
– 1,5-2 млрд руб. на всю область. В прошлом году размер этой помощи составил 400 млн руб. Это серьезные деньги. Средства будут выделяться на приобретение техники, племенного скота и т.д. Ангарский мясокомбинат планировал построить хороший свинокомплекс, но на протяжении нескольких лет предприятие не могло получить земли на территории Ангарского района.
– На эти же цели из местного бюджета выделялись десятки миллионов рублей. Адресно – ЗАО «Савватеевское». Куда они ушли?
– Использование этих бюджетных средств будет проверено контрольно-счетной палатой. И не только в отношении Рогова...
– Чем будем наполнять бюджет?
– Нужно понять, что время вносит в действительность свои коррективы. Ангарск традиционно считался промышленным городом. Но сегодня доля налогов промпредприятий в наполнении бюджета существенно уменьшилась. Постоянно повышать налоги – это неправильная позиция. Так мы пополним бюджет, но подорвем бизнес, снизим уровень жизни населения. Это не выход. Будем эффективно использовать земли, муниципальное имущество.
Сейчас, по истечении месяца прихода во власть, пока рано говорить о конкретных шагах. Срока в 100 дней вполне достаточно, чтобы завершить анализ – увидеть, понять, что у нас есть и как это нужно использовать. К этому времени сложится общая картина.
– Картина, думаю, будет не очень веселая. Какое имущество у района осталось? Большая его часть ушла за бесценок членам «команды». Есть шансы хоть что-нибудь вернуть?
– К сожалению, имущество в основном распродано. Каждый год доходная часть бюджета от реализации муниципального имущества сокращается. Это касается и продажи, и аренды. Значит, надо искать другие варианты пополнения бюджета.
– Будет ли район заниматься проблемами ЖКХ? Бывшая власть говорила, что это вопросы города.
– Район – это объединяющая структура. У каждого муниципального образования свои проблемы. И решать их легче сообща. В структуре администрации АМО есть центр развития местного самоуправления. Раньше он работал для пиара власти. Теперь пусть работает по назначению. Центр должен стать связующим звеном между властью и людьми. В первую очередь, в решении проблем ЖКХ.
На недавней встрече с губернатором было предложено провести 26 ноября в Ангарске первый региональный совет по реформированию ЖКХ. К нам приедет губернатор, областная администрация, министры, руководители глав поселений и мэры муниципальных образований, представители Минрегионразвития, Совета Федерации, Госдумы. Это серьезная моральная поддержка областной администрации. Если мы начнем участвовать в реформировании ЖКХ, помощь нам окажут. Если станем отфутболивать проблемы – помогать нам никто не будет. Обращаются люди с жалобами на то, что управляющая компания незаконно взимает деньги, – отреагируем. Сразу по трем адресам: в администрацию поселения для контроля, прокуратуру и ЦРМС, который будет тесно сотрудничать с комиссией по защите прав потребителей. Займёмся этими вопросами. Результаты, думаю, будут видны уже в скором времени.
– Что ждет культуру и спорт?
– Проблемы очень серьезные. За последние годы спорт в Ангарске низведен на самый низкий уровень. Один-два вида спорта поглотили денежное содержание, отпущенное на спорт в целом. Сегодня серьезные проблемы в спортивной школе «Победа». Руководитель отдела, незаконно увольняя тренеров, которые ему не нравятся, наносит серьезный финансовый ущерб бюджету. Причем делалось это неоднократно. Люди восстанавливают свои права через суд. Деньги (около двух миллионов рублей) им будут выплачены. Мы направили документы по этому вопросу в следственные органы. Думаю, основания для возбуждения уголовного дела есть.
Второе направление – ремонт «Ангары». У ангарчан должна быть возможность заниматься не только хоккеем и лыжами, но и другими видами спорта.
Что касается культуры, этот вопрос на сегодня оказался самым неизученным. Району передается ДК «Современник». Также рассматривали вопросы по ремонту домов культуры в поселениях.
– Когда будут выборы сити-менеджера?
– Законным путем выход из этой ситуации не прописан. Но выход мы нашли, работаем. Уже назначен исполняющий обязанности сити-менеджера. Решения принимаются. Бюджет рассматриваем.
Что касается двоевластия, вернее, троевластия, от этой системы будем уходить. Вариантов несколько. Самый простой – передать полномочия города району. В ближайшее время депутатами Госдумы должны быть внесены изменения в 131-ФЗ, которыми предусмотрена реальная передача полномочий администрации города районной администрации. Второй вариант – преобразование в городской округ. Район при этом остается. Третий – договориться с главами поселений об объединении в одно муниципальное образование, при этом интересы каждого МО должны быть сохранены.
– Будет ли проводиться референдум по объединению? Если да, когда именно?
– Чтобы это было незатратно, его можно совместить с выборами в Госдуму через 11 месяцев. Но мы начнем заниматься этим вопросом сразу же после избрания сити-менеджера. Процедуру с сити-менеджером мы вынуждены довести до конца, назначить его в установленном законом порядке. После этого будем вносить изменения в устав о возврате к прямым выборам мэра. Таким образом, из троевластия мы вернемся к единовластию. Очень надеюсь, что эта процедура надолго не затянется.