Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Мы так ждем лета, а когда оно наступает, не можем определиться, как же активно его провести. Из-за материальных трудностей позволить себе отдых за границей может не каждый, да и отпуск не всегда совпадает с летними месяцами. Также не всем семьям удается приобрести путевки для детей в загородные лагеря, поэтому многие ребятишки остаются на лето в городе. Единственными местами, где они могут развлечься, являются дворовые площадки, городские парки и аттракционы. Как правило, чем младше ребенок, тем больше у него энергии, и он просто не может спокойно пройти мимо батутов, качелей, машинок на прокат и т. д. Но не все дети понимают, что эти развлечения обойдутся родителям в кругленькую сумму, в итоге капризы, испорченное настроение...
Разберем похожую ситуацию с психологической стороны. Мама с трехлетним сыном отправилась гулять в парк. Мальчику естественно хочется и аттракционы посетить, и вкусности попробовать. После подсчета затрат мама пытается увести ребенка, тот в слезы. Однако на самом деле детям в этом возрасте остановиться очень сложно, пока они элементарно не устанут. Если конкретнее: увидел что-то для себя привлекательное – и вся энергия направляется туда. В этот момент оторвать ребенка от желаемого можно только силой. Поэтому, направляясь в парк, ставьте перед собой определенную цель, например попрыгать на батуте, и по дороге настраивайте ребенка в доступной форме именно на этот аттракцион. Можно сказать: «Ты, Вовочка, сейчас будешь с ребятками прыгать, скатишься с горки…». А после того, как ребенок напрыгается, встретьте его с сюрпризом, пусть это будет недорогая игрушка, которую он еще не видел, вручите ее, направляясь к выходу мимо остальных аттракционов. Так вы отвлечете внимание и избежите соблазна малыша остаться в парке.
Конечно, так получается не всегда. Некоторых детей из мест с большим количеством разных аттракционов бывает не под силу увести. В таких случаях лучше отказаться от посещения парка, а поиграть с ребенком в доступные и интересные игры на свежем воздухе.
Нужно помнить, что все дошкольники живут играя, но этим игровым приемам их нужно учить. Примерно к пяти годам приоритеты детей меняются: игра остается очень важной частью их жизни, но не менее важным становится стремление играть вместе с другими детьми, со сверстниками.
Приведу пример. На детской площадке мама с шестилетним сыном. Мальчик рвется к играющим ребятам, ему хочется познакомиться, быть вместе, но мама не позволяет ему это. «Куда пошел? Играй здесь, иначе пойдешь домой!» – строго говорит она, при этом сама не отрывается от телефона. Ребенок пытается что-то объяснить маме, но она не уступает, видимо, в ее представлении это называется прогулкой.
Лишать ребенка совместных игр со сверстниками – значит мешать нормальному развитию его психики. Общаясь с другими детьми, ребенок пополняет запасы игровых умений, развивает навыки выхода из разных ситуаций, спонтанно возникающих в процессе игрового взаимодействия.
Для детей старшего дошкольного возраста очень важно быть вместе с другими детьми, без общения им плохо. Именно в этом возрасте дети начинают понимать, что такое грусть и одиночество.
К сожалению, лето проходит быстро, поэтому, дорогие родители, постарайтесь в оставшееся время организовать для своих детей качественный отдых с учетом их личностных, возрастных особенностей и актуального эмоционального состояния.
Учитывать настроение детей – это не потакать их капризам, а уважать чувства и стремиться создать позитивную атмосферу вокруг них. Пусть лето принесет вам и вашим детям только радость!
Татьяна Бичевина,
психолог ОГБУЗ «Ангарская ОПБ»