В Ангарске делают копии музейных часов
В Ангарском музее часов приступили к реализации проекта «Время на кончиках пальцев», который в этом году получил поддержку Фонда президентских грантов и необходимую сумму для воплощения в жизнь идеи создания доступной музейной среды. Напомним, что авторами проекта являются руководитель общественной организации «Дети-ангелы» Екатерина Засимова и сотрудники городского музея Юлия Славнова и Оксана Скугарева. Последние два года они немало сделали для того, чтобы дети с особенностями здоровья были приобщены к культурной жизни Ангарска. Специально для таких ребятишек в музее проводили тематические мероприятия и адаптированные экскурсии. Наработанный опыт позволил создать проект, который поднимает эту работу на более высокий уровень.
Главной особенностью социально-культурной программы является использование в работе с детьми копий известных часов, к которым юные посетители музея смогут свободно прикасаться, что называется, тактильно познавать. Их будут создавать с привлечением современных технологий – печатать на 3D-принтере. Как раз сейчас специалисты иркутской фабрики печати «Нова» занимаются сканированием музейных часов, с которых планируется изготовить копии.
Наведенный сканер своими лучами «ощупывает» каждый миллиметр «Афины Паллады». Электроника считывает все изгибы фигуры и ткани, передает на компьютер детали знаменитых часов французского мастера Пиата. «В идеале объект сканирования для создания 3D-копии нужно покрыть специальной белой легкосмываемой краской, в таком случае точность изображения становится выше, – говорит технический руководитель фабрики печати Евгений Скоров. – Но мы понимаем, что в данном случае имеем дело с высокохудожественными музейными экспонатами, тем более с часовыми механизмами. А потому от использования красящего раствора решено было отказаться. Конечно, это создает дополнительные сложности в работе, но, думаю, нам удастся максимально точно воспроизвести модели часов музея. Когда все отсканированные фрагменты будут «сшиты» вместе с помощью компьютерных программ, отдельные артефакты и шероховатости сгладятся».
Евгений признался, что с Афиной работать непросто, но интересно. Еще бы! Ведь именно эти великолепные часы заслуженно считаются «визитной карточкой», брендом Музея часов. Сам Павел Курдюков называл их лучшим экспонатом своей коллекции. Он привез эти часы в 1978 году из Читы. С тех пор все посетители музея непременно задерживаются возле скульптуры богини древнегреческой мифологии. Афина стоит, опершись на щит, придерживая рукой копьё. В другой руке – оливковая ветвь, подарок афинянам. Через плечо перекинута эгида – козья шкура. Часть доспехов украшена головой медузы Горгоны – подарок, преподнесённый ей древнегреческим героем Персеем. Скульптор придал лицу тонкие черты, вся фигура – олицетворение женственности. Постамент выполнен из чёрного мрамора, под ноги богини брошена шкура льва. Высота скульптуры вместе с постаментом – больше метра, а вес составляет 80 килограммов. В корпус статуи вмонтированы часы – большой чёрный циферблат с золотыми римскими цифрами, удачно сочетающийся с общей композицией всего произведения. «Афина Паллада» – чуть ли не единственный экземпляр в музее, к которому посетителям разрешали аккуратно прикасаться во время экскурсии. Ребятишки могли положить свой мизинец в раскрытую пасть льва и загадать желание, а учителя часто брались за хвост зверя. Военные, призывая удачу, держались за колено воинственной богини (и как только недотрога Афина терпела такую фривольность!). К сожалению, отныне это будет сделать невозможно. После окончания сканирования легендарные часы накроют стеклянным куполом. Но зато теперь у нас появится их копия!
Из какого материала будет выполнена копия «Афины» и трех других часов – французских каминных часов «Сен-Бернар» XIX века, часов-паровозов и особо ценных королевских часов «Религиэзов»? Из пластика! Рассматривался вариант создания копий из гипса, но впоследствии он был отвергнут из-за хрупкости материала. А вот пластмассовые модели будут легкими, устойчивыми и очень удобными в работе с детьми. От художественной выкраски копий тоже было решено отказаться из соображений безопасности, ведь краски могут быть токсичны. Так что знаменитые экспонаты музея совсем скоро предстанут в новом виде и цвете слоновой кости.
По признанию креативного директора фабрики 3D-печати «Нова» Дмитрия Иващенко, работу в Музее часов они оценивают как уникальную. Хотя ребятам ранее уже приходилось иметь дело с музейными экспонатами. В Иркутском художественном музее они изготавливали объемный барельеф части картины с изображением графа Николая Муравьева-Амурского. Такая модель тоже создавалась для особых посетителей областного музея – слабовидящие и полностью лишенные зрения люди смогут на ощупь знакомиться с художественной работой. «Стоимость таких работ намного выше заявленной в проекте «Время на кончиках пальцев», но, учитывая социально-культурную значимость этой работы, мы согласились на более низкую цену, – говорит Дмитрий. – Нам самим безумно интересно участвовать в этом деле – делать копии часов, представляющих большую художественную и историческую ценность. В конце августа будем готовы представить авторам проекта результат своих трудов».
А уже в сентябре в музее начнется реализация второго этапа проекта – пошив костюмов для проведения адаптированных экскурсий. Каждая из них будет тематической и посвящена определенной эпохе. Подобная работа еще никогда не проводилась в Ангарске и по праву может называться уникальной – от идеи до всех моментов ее воплощения.