Привет из прошлого – так можно охарактеризовать атмосферу, царящую на художественной выставке, которая в прошлый вторник открылась в музее на Глинки. Экспозиция носит название «Советская живопись конца 50-х – начала 60-х годов ХХ века». Эти картины, хранящиеся в фондах Ангарского городского музея, нечасто «выходят в свет», и каждого их появления на публике ценители живописи в стиле ретро ждут с нетерпением.
«В этот раз мы выставили работы представителей ведущих художественных школ Ленинграда и Москвы советского периода, – сказала организатор выставки, заведующая экспозиционным залом музея Ольга Новокрещенных. – Баскаков, Папикян, Позднеев, Моисеенко, Захаров, Преображенский – 50 лет назад имена этих мастеров были хорошо известны. Одни из художников были «обласканы» советской властью, и их работы стали символом социалистической эпохи, других быстро забыли. Так или иначе, нашему музею посчастливилось заполучить в свои фонды замечательные картины, рассказывающие о целом периоде истории страны. Посмотрите, какие лица на портретах! Какие узнаваемые сюжеты из прошлого!»
Действительно, эта выставка словно открывает двери в иное время, когда страной руководил Никита Хрущев, а на просторах художественного пространства правил соцреализм. Но и тогда уже были живописцы, способные втиснуть в означенные партией рамки свое субъективное видение действительности, изобразить человека во всем своеобразии его внутреннего мира и характера. Из-за внушительного формата работ, представленных в экспозиции, сравнение с дверями в прошлое можно считать не только метафорой, но и почти физически ощутимой реальностью. Кажется, только протяни руку – и дотянешься до полотна материи в картине Пархунова «В салоне ткани». Или вот рабочий с холста Габриэляна: он так пронзительно смотрит на зрителей, словно оценивает потомков. Как мне кажется, подобные выставки очень хорошо расставляют жизненные ценности по местам в головах у людей: вместо культа денег – престиж труда, вместо пафоса – человечность и искренность чувств. Такие выставки стоит непременно посещать современным и начинающим живописцам – и не только, чтобы прикоснуться к образцам настоящего искусства. И вправду, иногда что-то новое – это позабытое старое.