Практически незаметно прошла новость о том, что Федеральная налоговая служба подала в Арбитражный суд Иркутской области иск с требованием признать Облкоммунэнерго банкротом. Сумма исковых требований составляет около 335,4 миллиона рублей. На данный момент суд истребовал с ответчика сведения о транспортных средствах, помещениях и земельных участках.
На самом деле для Облкоммунэнерго этот иск не первый. С 2015 года предприятие находится в подвешенном состоянии. За два года в арбитражный суд Иркутской области с требованиями о признании предприятия несостоятельным обратилось 26 организаций, а общая сумма их требований составила более полумиллиарда рублей. К счастью, в ноябре 2017 года дело о банкротстве было прекращено, так как за два года через судебных приставов предприятием (с учетом долгов по налогам и сборам) было выплачено более миллиарда рублей.
Но какое отношение это имеет к Ангарску? На предприятии трудится около двухсот ангарчан, и, как бы власти ни считали, что безработицы у нас практически нет, устроиться на работу, особенно если у тебя узкая специальность, нынче сложно. Также на балансе Облкоммунэнерго числятся электросети около десятка садоводств. Дачники в них с нетерпением ждут, когда изношенные провода и трансформаторы будут наконец заменены, как им когда-то обещали. Ведь сами они их теперь трогать не имеют права – не их собственность. Также на балансе предприятия числились городские уличные сети. В случае обрыва проводов и отсутствия уличного освещения нужно было обращаться в Облкоммунэнерго. Правда, как выяснилось, по последнему пункту ситуация с прошлого года изменилась.
Кто отвечает за освещение улиц?
Вот что нам сообщили в пресс-службе ОГУЭП «Облкоммунэнерго»:
«Согласно ФЗ-131 организация уличного освещения внутри городских кварталов является элементом благоустройства, поэтому возлагается на муниципалитеты и, соответственно, должна финансироваться из муниципального бюджета. Помимо этого, городские улицы относятся к дорогам местного значения, поэтому организация их освещения лежит на собственнике, т.е. на муниципалитетах. В свою очередь для организации уличного освещения муниципалитеты могут либо устанавливать собственные опоры освещения, либо арендовать места под размещение уличных фонарей на уже существующих опорах иных организаций. Также для обслуживания уличного освещения муниципалитеты вольны либо создавать собственные структуры, либо привлекать любые сертифицированные организации по муниципальному контракту.
Также по инициативе Облкоммунэнерго Минимущества области были внесены изменения в закон об областном имуществе, суть его в том, что областные предприятия, в частности Облкоммунэнерго, могут выделять муниципалитетам места для установки фонарей уличного освещения на своих опорах на безвозмездной основе. С администрацией Ангарского городского округа подобный договор уже подписан, и обслуживание уличных фонарей должно проводиться по упомянутой выше схеме – через муниципальный контракт».
Мимо котла
Ну а какова дальнейшая судьба самого предприятия? Каким образом удалось накопить такие долги? В пресс-службе честно отвечают, что начиная с 2015 года на предприятии действительно сложилась кризисная ситуация. Это касалось не только Ангарского филиала, но и вообще всего областного предприятия и всех филиалов.
На самом деле ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не является самостоятельным юридическим лицом и не ведет самостоятельной финансовой и хозяйственной деятельности, а отвечает только за надежное функционирование электрической сети. А вот деньги за прохождение по этим сетям электроэнергии собирают другие. Причем система многоуровневая и достаточно запутанная.
«В Иркутской области принята система «котел сверху», при которой гарантирующий поставщик (Иркутскэнергосбыт) за передачу электроэнергии по всем сетям региона расплачивается с организацией, выбранной в качестве «держателя котла» (ИЭСК), – отвечаeт в своем письме на журналистский запрос пресс-службa Облкоммунэнерго. – И уже «держатель котла» заключает договоры с остальными сетевыми компаниями и расплачивается с ними за переданную по их сетям электроэнергию. То есть выступает своего рода посредником между гарантирующим поставщиком и сетевыми компаниями.
В конце 2014 года ИЭСК в одностороннем порядке расторгла договор с нашим предприятием и прекратила регулярную оплату наших услуг, задерживая ее на несколько месяцев. В результате этого у нас начались задержки по выплате заработной платы. Не получая оплату своих услуг, предприятие не могло в полной мере рассчитываться со своими поставщиками и подрядчиками и своевременно выплачивать налоги и сборы. Общие убытки до этого прибыльного предприятия за 2015 год составили 730 млн рублей. Можно говорить о том, что была предпринята попытка внешнего искусственного банкротства государственного предприятия».
Понятно, что в таких условиях расплачиваться со своими поставщиками и подрядчиками предприятие тоже не могло. Ну а всё, что произошло потом, уже описано выше.
А нужно ли Облкоммунэнерго вообще?
Судя по присланному отчету, по Ангарскому городскому округу в 2016 году специалистами Облкоммунэнерго и Иркутскэнергосбыта было снято 37 296 показаний приборов учёта. В 2017 году – 25 197. В 2018 году в домах частного сектора уже установлено 98 приборов учёта, работа по их установке продолжается. Несмотря на большие долги и отсутствие денег, с начала этого года в Ангарском городском округе ОГУЭП «Облкоммунэнерго» проведены следующие работы: произведен текущий и капитальный ремонт линий ВЛ-0,4 кВ 242 м (план 1,1 км), произведен текущий и капитальный ремонт 20 трансформаторов (план 25); выполнено 2100 мероприятий в рамках технической эксплуатации (план 2197). Общая стоимость данных работ 2,2 млн рублей (план 2,7 млн).
В рамках реализации инвестиционной программы предприятия построена кабельная линия 100 м к школе в 7а микрорайоне, построено 250 м ВЛ-0,4 в микрорайоне Новый-4, в деревне Зуй построено 700 м ВЛ-0,4, построено 280 м ВЛ-0,4 в п. Мегет, построен 1 км ВЛ-0,4 в Одинске, заменены электрические опоры в д. Чебогоры.
О том, что банкротство предприятия недопустимо, не раз заявляли и областные власти, ведь Облкоммунэнерго предоставляет свет и тепло двум третям населения региона. Частники на такие изношенные сети или в отдаленные районы не пойдут. А если пойдут, то выставят правительству счет, в разы превышающий суммы на содержание областного предприятия.