Рубрика
Ангарск и Ангарчане
На Байкале завершил свою работу Международный летний театральный центр «Ольхон-2018», в рамках которого в девятнадцатый раз проводился Международный фестиваль любительских театров «Сибирская рампа» имени народного артиста России Юрия Авшарова. Как всегда, инициатором, вдохновителем и организатором театрального праздника под открытым небом на острове Ольхон стал ангарский заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации театр «Факел».
Напомню, руководит народным театром заслуженный работник культуры России Александр Кононов. Приветствуя участников и гостей во время открытия фестиваля на священном мысе Бурхан, у «театральной лиственницы», один из членов жюри, Михаил Мокеев, педагог школы-студии МХАТ, заметил, что Александру Ивановичу давно пора взять творческий псевдоним «Кононов-Ольхонский». Эта идея понравилась жителям поселка Хужир, от имени которых говорила Елена Дмитриева, начальник управления по культуре Ольхонского района.
Особенный, предъюбилейный
Каждый фестиваль запоминается своими постановками, героями, творческими находками, крылатыми фразами. В этом году впервые в рамках работы МЛТЦ проводилась «Школа режиссеров». После занятий с преподавателями ведущих московских театральных вузов руководители любительских коллективов, приехавшие с театрами и спектаклями себя показать или без тех и без других – на других посмотреть, получили свидетельства о повышении квалификации от Иркутского областного дома народного творчества.
Много было представителей администраций разных уровней. Так, отдельной страницей в истории МЛТЦ стало посещение фестиваля министром культуры Приангарья Ольгой Стасюлевич. В преддверии Года театра (каковым уже объявлен 2019-й) она лично познакомилась с одним из самых брендовых международных театральных фестивалей на вверенной ей культурной территории.
Именно в Год театра «Сибирской рампе» предстоит отметить свое 20-летие. Кроме того, театру «Факел» в 2019 году исполнится 60 лет! Вот уж действительно неслучайное совпадение! И этот тройной праздник обещает не один приятный сюрприз завсегдатаям и новым друзьям фестиваля.
С каждым годом больше
Одной из самых приятных особенностей театрального центра «Ольхон» является растущая с каждым годом армия друзей и союзников. Вводятся ограничения для туристов на Ольхоне, растут цены на жилье и продукты, что неизменно отражается на благосостоянии участников фестиваля, – а его география только расширяется, свидетельствуя о том, что настоящее искусство не имеет границ.
В 2018 году в Хужир приехали коллективы из разных регионов России. Статус международного не избавляет фестиваль от сложностей с приглашением иностранцев. Доступ сюда им пока закрыт, но от этого количество желающих приехать в МЛТЦ из-за границы не убавляется. Здесь уже побывали актеры из Японии, Германии, Италии, Франции, Украины, Польши, Латвии, Литвы и других стран.
А Россия была представлена в байкальском поселке Хужир театрами из самых разных регионов: от Поволжья до Приморья. Театральное население острова пополнилось в период с 21 по 31 июля более чем на 600 человек.
Слепые, Медвежонок, Ёжик и другие
Солидную «добавку» дебютантов обеспечил Иркутск. В этом году девять из 22 театральных коллективов фестиваля имеют прописку в столице Восточной Сибири! К тому же три из них: театральная школа пантомимы «Пластилин», учебный театр «Карандаш» и молодежный камерный театр «Подвал» – привезли на Ольхон спектакли впервые.
Новичков фестиваля, первый раз прибывших на прибайкальскую землю, – театр-студию «Софит» из поселка Февральск – Ольхон проверил на профпригодность дождем. Ребята играли спектакль по пьесе Мориса Метерлинка «Слепые» на уличной сцене. Но они не растерялись и сумели так органично воспользоваться разбушевавшейся стихией, что удар грома пришелся на кульминацию постановки, а дебютанты увезли к себе в Амурскую область диплом лауреатов II степени.
Впервые на фестиваль приехал театр «Красный цветок» из Перми. Яркие и талантливые артисты во главе с режиссером Дмитрием Такташкиным удивили своей интерпретацией философских сказок Сергея Козлова про дружбу Ежика с Медвежонком, углядев в этих историях эротический подтекст. Зрители на обсуждении назвали постановку «спектаклем обманутых ожиданий», а члены жюри определили его жанр как «черный капустник».
Сенсацией, абсолютно оправданной, обусловленной мастерством, стало явление на Ольхоне самой многочисленной творческой команды «Сибирской рампы» – 38 человек из хабаровского театра-студии «Апельсин». Ребята представили вниманию фестиваля спектакль о жизни малолетних бродяг в молодом советском государстве. «Путь в счастливую страну» создан по мотивам рассказов Алексея Кожевникова и Лазаря Кармена – музыкальный, искренний, трогающий за душу. Оказалось, что «апельсиновым детям» по плечу и пластические, и музыкальные, и хореографические номера. Гран-при «Сибирской рампы» они получили по заслугам.
Не количеством, так качеством
На фоне почти десятка театров из Иркутска ангарчан было откровенно мало – только два коллектива, зато каких! Хозяева фестиваля, театр «Факел», представили публике спектакль «Эй, кто-нибудь!..», получившийся из соединения двух пьес Уильяма Сарояна, которого сейчас мало кто ставит, – Александр Иванович не ищет легких путей. Премьера состоялась в апреле этого года после долгих и напряженных репетиций, поисков образов, работы над художественным и музыкальным оформлением спектакля. Постановка получила диплом лауреата III степени.
Завсегдатай «Сибирской рампы» театр «Родничок» привез три очень разных спектакля: «Игру» по стихам и сказкам Даниила Хармса, «Дикого» по пьесе В. Сенакевича и черную комедию «Час моржей» по произведениям Олега Ернева. В итоге философская вариация на тему «Гадкого утенка», в которой были заняты артисты детской и юношеской студий, получила высокую оценку жюри – диплом лауреата I степени. А две другие работы – детская и взрослая – разделили второе место.
Профессиональная тяга
МЛТЦ и «Сибирская рампа» созданы для актеров любительского театра и их руководителей. Для занятий с ними приглашаются высокопрофессиональные педагоги ведущих столичных театральных вузов.
В этом году преподавательский состав снова представлял три главные театральные школы России: РИТИ/ГИТИС, Театральный институт им. Бориса Щукина и Школу-студию МХАТ. Кроме того, впервые проводили мастер-классы Борис Константинов, художественный руководитель Государственного центрального академического театра кукол им. Сергея Образцова, и художник театра Виктор Антонов.
Не удивительно, что каждый год кто-то из участников именно здесь решает связать свою жизнь с профессиональной сценой. За 19 лет фестиваль стал стартовой площадкой в профессию для десятков театралов-любителей.
Ольхон – место, где проходит волшебная грань между любительским и профессиональным искусством, где актер еще «готов играть самые большие роли за самый крохотный гонорар», как Адель из оперетты «Летучая мышь», и даже вовсе без вознаграждения.
Может быть, поэтому так тянет сюда актеров-профессионалов? В их присутствии любители «подтягиваются», на них равняются, как это произошло в спектакле «Чудики» по рассказам Василия Шукшина, который привез из Братска театр «Девятая идея» (режиссер Валентина Долгополова). А они видят, каким должно оставаться отношение к профессии.
Рождённый на фестивале
Фестиваль 2018 порадовал и полностью профессиональной постановкой, премьера которой состоялась под ночным уже небом, в углу одного из дворов Хужира. Актеры драматического театра «Колесо» им. Дроздова из города Тольятти Марина Филатова и Владимир Губанов поставили с помощью художника Елены Кибановой сказку «Людоедик» по пьесе Сюзанны Лебо.
– Сегодня – 26-й день работы над «Людоедиком», – рассказал Владимир, исполнявший заглавную роль, – началась она, когда пришла мысль не просто съездить на фестиваль, а показать какую-то работу. Вместе выбрали пьесу, вместе репетировали, отрывки показывали худруку нашего театра Михаилу Чумаченко, на семинаре которого Марина узнала о фестивале и который возглавляет жюри «Сибирской рампы». Весь интерактив, игру со зрителем придумали сами. Спектакль, конечно, не про людоедство. Это способ еще раз обратить внимание на вирусы общества – алкоголизм, наркоманию и тому подобное. Показав «Людоедика», мы получили абсолютно профессиональный разбор. В Тольятти продолжим работу над спектаклем, он обязательно войдет в репертуар театра «Колесо», будем его играть на малой сцене.
***
Следующий год, Год театра в России, станет для МЛТЦ «Ольхон» и «Сибирской рампы» юбилейным. А это значит, что театрального праздника станет еще больше, он заполнит весь Хужир песнями, шествиями, занятиями актерским мастерством, спектаклями под открытым небом, на лесных полянах, у живописных заброшенных зданий! Сюда обещают приехать все, кому дорог этот фестиваль. Он сулит встречи со старыми друзьями, приобретение новых, искреннее восхищение творческими открытиями коллег по сцене, атмосферу рождающегося на твоих глазах, а то и в твоих собственных руках чуда! Надежду на все это дает обещанное со стороны министра культуры Приангарья Ольги Стасюлевич содействие. Появится ли у нашего фестиваля крыша?