Смена жилищных управляющих компаний в Ангарске напоминает скандальные бракоразводные процессы
К тому, что жильцы приватизированных квартир являются собственниками жилья и сами отвечают за всё, что происходит в их доме и на придомовой территории, нас с вами государство приучает последние двадцать лет. Дескать, твоя квартира – ты и решай, как и на что ее обслуживать и ремонтировать. А нанятая управляющая жилищная компания – тебе в помощь. Сколько денег будешь жилищникам платить, столько услуг они и окажут. Как и в любой другой сфере частных услуг и торговле. На деле же нередко выходит, что именно ЖЭКи ведут себя как хозяева дома, определяя не только объем своих работ, но и размер платы за них. А если жители попробуют возмутиться или, не дай бог, отказаться от обслуживания «управляйки», то сразу столкнутся с целой кучей разных проблем. Собственников просто затаскают по судам, как это нередко происходит с оппонентами УК «Жилком».
«Мы далеко не сразу приняли решение о смене жилищной компании, – говорит председатель дома №6б в 19 микрорайоне Наталья Бондаренко. – Но у нас перед глазами был наглядный пример действительно качественного обслуживания – дома №6а и №7 давно уже перешли от «Жилкома» к ОЖКО. У нас с ними общий двор – так что разница в уборке двора и подъездов была, как говорится, налицо. Мы же своих дворников и уборщиц каждый раз «с семью собаками искали». И всё время у управляющей компании были какие-то отговорки. В итоге это и стало причиной разрыва договорных отношений – мы устали от игнорирования своих требований. Детской площадки во дворе нет, ремонта в подъездах не проводилось со дня сдачи дома, мусор неделями не вывозился, лестничные площадки постоянно грязные. А в «Жилкоме» этих проблем не замечали, как, впрочем, и наших обращений. Мы хотели обсудить условия нашего сотрудничества с руководителем компании, но к нему на прием попасть непросто, легче, наверное, с президентом Путиным увидеться».
В итоге в сентябре 2017 года жильцы дома №6б провели собрание собственников, проголосовали за смену жилищной управляющей компании (67 процентов жильцов высказались за это решение), заполнили типовые бланки. По факту новая компания ОЖКО начала обслуживать дом еще до оформления договора – с 1 февраля 2017 года. И почти сразу результаты ее работы стали видны – подъезды и двор без уборки больше не оставались. Но и «Жилком» неожиданно напомнил о себе. Нет, не работой в доме, а… судебными исками.
По словам Натальи Константиновны, она и ее соседи искренне полагали, что управляющая компания «Жилком» будет рада избавиться от проблемного, вечно недовольного качеством обслуживания дома. Не тут-то было! «Протокол с результатами голосования собственников от 15 сентября 2017 года оспорен ими не был, – рассказывает Наталья Бондаренко. – Зато начали всплывать какие-то другие протоколы без подтверждения голосования собственников. Причем документы эти, представляемые юристом ООО «Жилком», датируются ранее нашего собрания. Зачем их суд принимает к рассмотрению – не знаю. В открытом судебном заседании в декабре 2017 года один из протоколов (который мы считаем сфальсифицированным) был признан недействительным. Тогда же и выяснилось, что доверенность, выписанная от имени одного из жильцов, которая была на руках у представителя жилищной компании, оказалась поддельной. Сейчас этим фактом заинтересовались следователи прокуратуры. В настоящее время в суде рассматривается еще один представленный «Жилкомом» протокол. Суть всех этих разбирательств одна: признать переход дома к другой жилищной компании недействительным.
«Это называется так – ни себе, ни людям! – говорит Наталья Константиновна. – И сами не обслуживают территорию как следует, и других не пускают. Мы долго не понимали, почему в «Жилкоме» так борются за наш дом, ведь работать они тут не хотят и не могут. А потом поняли: у нас высокая собираемость коммунальных платежей. Должников почти нет. Так что деньги капают исправно. Вот и придумываются разные причины, чтобы без «кормушки» не остаться. Лишать собственников права выбора жилищной компании – это прямое нарушение закона. Мы ведь не рабы жилищников, мы не принадлежим им и не обязаны соглашаться на все их условия и форматы работы. Не справились – освободите место другим! Кстати, наш дом покинул компанию «Жилком» одним из последних в 19 микрорайоне – раньше он почти весь обслуживался ею. Но теперь ситуация изменилась кардинальным образом. На рынке коммунальных услуг конкуренция, и жилищники должны словом и делом бороться за каждый дом. Обслуживающей нас сейчас ОЖКО мы довольны – за прошедший год у нас произошло немало изменений. Один из подъездов отремонтирован, готовится к ремонту следующий, сейчас идет замена асфальтового покрытия внутридворового проезда. Если начистоту, то к работе ОЖКО тоже есть нарекания, но при этом сотрудники компании адекватно реагируют на претензии и стремятся устранить недостатки. Такое взаимодействие мы считаем продуктивным».
Наверное, у руководства «Жилкома» есть свои аргументы в этой ситуации. Однако только за последний год в редакцию нашей газеты поступило несколько жалоб на большие юридические сложности при расторжении договоров с этой жилищной компанией. И, как правило, после подобных публикаций недовольных высказываний от горожан становится еще больше. Судебные тяжбы – показатель существующей проблемы. Жилищники без боя дома не сдают. Значит, есть за что бороться и что терять. И есть к чему стремиться в работе по обслуживанию территорий…