Помните эту фразу из кинофильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? Историю Марфы Собакиной, которую сделал царевной, но так и не взял в жены царь Иван Грозный, рассказала 18 августа в «Тальцах» великолепная творческая команда под руководством Илмара Лапиньша, заслуженного деятеля культуры России, художественного руководителя и главного дирижера Губернаторского симфонического оркестра.
Уникальное пространство архитектурно-этнографического музея стало самой лучшей декорацией для оперы «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова – международного проекта Иркутской областной филармонии, который поддержали драмтеатр им. Охлопкова и музыкальный театр им. Загурского.
880 билетов были раскуплены в считанные дни: желающих стать свидетелями столь небывалого зрелища – оперы под открытым небом, сыгранной в исторических декорациях, – было хоть отбавляй. И тем приятнее, что участником этого масштабного проекта стал ангарский ансамбль сибирского танца «Багульник» Дворца культуры «Нефтехимик». Об участии в уникальном спектакле рассказал руководитель ансамбля Михаил Банин-Коханов.
– Михаил Александрович, как получилось, что «Багульник» пригласили в качестве балетной труппы в «Царскую невесту»?
– Мы получили официальное приглашение участвовать в проекте в начале июля. «Нефтехимик» неслучайно является филиалом Иркутской филармонии: Илмар Лапиньш знает наш коллектив. Другие варианты не рассматривались. По этому поводу у иркутян возникли вопросы, но Илмар Артурович настоял, что взять в постановку надо именно «Багульник».
– В спектакле у нас два выхода: величальный и свадебный. Оба танца новые, хотя делали их на основе того, что было в репертуаре ансамбля. Нам прислали нотную партитуру для симфонического оркестра – с таким материалом никогда еще работать не приходилось. Это пугало: как танцорам взаимодействовать с играющим оркестром, их же 70 человек?! Грандиозная ответственность! Первым делом посмотрели оперу несколько раз, постарались погрузиться в ту эпоху. Наш концертмейстер Валерий Лазарев разбирал с ансамблем партитуру, помогали звукооператоры дворца. С 15 августа начались репетиции в «Тальцах», и все оказалось намного проще, чем мы ожидали.
– Костюмы предоставили организаторы?
– Голубые сарафаны на первый выход – наши, дворцовские. Костюмеры «Нефтехимика» начали работать одновременно с нами. Выбрали все, что могло соответствовать второй половине XVI века и привезли на рассмотрение организаторам. Режиссер Наталья Печерская остановила свой выбор на этих сарафанах. А костюмы для свадебного выхода предоставил театр – вплоть до головных лент. С «Багульником» работали профессиональные гримеры, художник по костюмам из Охлопковского театра.
– Каково было общаться с солистами, ведь партии исполняли звезды московских и питерских театров, артисты из Сербии и Берлина?
– Партнеры такого уровня – это не только престиж, но и школа: они дали нам возможность окунуться в эту удивительную атмосферу. Дружелюбные и открытые люди, общаться с которыми легко и приятно. Мы с ними очень подружились. На сцене все друг от друга зависят, и, когда поддерживают, помогают добрым взглядом, улыбкой, почувствовать себя частью происходящего проще простого. Площадка работала как единый организм: было полное взаимодействие исполнителей и танцоров, ни одного конфликта. А исполнители камерного хора Иркутской филармонии даже попросили нас отрепетировать с ними поклон в народной стилистике.
– Словом, для участниц «Багульника» «Царская невеста» бесследно не прошла?
– В опере работал не старший состав ансамбля, прошедший многие фестивали и конкурсы и даже в «Тальцах» когда-то выступавший, а совсем молодые девочки. Теперь для них слово «опера» не пустой звук. Они поработали с симфоническим оркестром – удивительный опыт. Коллеги по сцене, мастера своего дела, относились к ним уважительно, организаторы помогли перебороть неуверенность, дав почувствовать, что они находятся на своем месте, что нужны и важны. А главное – они увидели, как бережно профессионалы относятся к исчезающей народной культуре, которую мы стремимся сохранить.
– Будут еще повторять «Царскую невесту» или это был одноразовый показ?
– Есть информация, что оперу повторят, только не под открытым небом, а в одном из театров. Однако знаю точно – наша работа с Губернаторским симфоническим оркестром и Илмаром Лапиньшем будет продолжаться.