Так называл свой любимый фестиваль «Театральная осень на Байкале» народный артист России, лауреат Государственной премии РФ и премии «Золотая маска» Виталий Венгер. «…эта августовская неделя – целый мир открытий и откровений! Даже мне, многажды испытанному этим загадочным местом – сценой, есть чему поучиться у этих бесконечно влюбленных в театр людей», – написал Виталий Константинович в последней из своих восьми книг «Перекрестки судьбы».
XXIV фестиваль любительских театров «Театральная осень на Байкале» имени Леонида Беспрозванного проводился с 23 по 29 августа традиционно на турбазе и в одноименном поселке Утулик Слюдянского района. В 2018 году фестиваль начался на несколько дней позже – обычно на «Театральную осень» приходится день рождения драматурга Александра Вампилова 19 августа, и в связи с этим на фестивале объявляется «Вампиловский день».
Нынче он тоже был – традиции здесь святы – на второй день фестиваля театры «Большая семья» из Усолья-Сибирского (режиссер Лариса Медведева) и «Родничок» из Ангарска под руководством заслуженного работника культуры России Тагира Хамитова показали литературные спектакли по ранней прозе нашего прославленного земляка. А организатор фестиваля, народный театр «Чудак» Дворца культуры «Нефтехимик» в качестве подарка «Театральной осени 2018» повторил свои бесподобные «Двадцать минут с ангелом» в постановке Мастера – заслуженного работника культуры РФ Леонида Беспрозванного. Возглавляющий ныне театр Александр Говорин, художественный руководитель фестиваля, по-прежнему играет в спектакле одну из главных ролей.
Завершил ряд постановок по произведениям Александра Вампилова спектакль «Старший сын» молодежного театра «Родничок», который произвел на профессиональную команду экспертов огромное впечатление. Режиссер и помощник художественного руководителя Московского театра «Современник» Михаил Али-Хусейн признался, что спектакль этого «по мышлению, по знанию театрального дела практически профессионального театра… очень тронул, почти раскрыл для меня вампиловскую загадку… его не стыдно играть на профессиональной сцене». Неслучайно в итоге спектакль получил специальный приз жюри за актерский ансамбль.
К сожалению, не все традиции фестиваля имеют знак «плюс». Второй год подряд организаторы испытывали большие финансовые затруднения, какое-то время проведение «Театральной осени 2018» вообще находилось под вопросом. Но это отдельная, весьма болезненная и повсеместно знакомая энтузиастам от культуры тема.
Важно, что трудности снова подарили ангарским «чудакам» удивительный творческий заряд большой силы. Собственно, из них родилась тема фестиваля – «С миру по нитке», которую виртуозно отразил в атрибутике «Театральной осени» художник фестиваля Вячеслав Прошин. «Чудак» представил ее на открытии в танце «еврейских портных», а затем каждый из 12 театров в своей визитке преподнес раздетому манекену, символизировавшему голый фестиваль и такой же энтузиазм организаторов, какой-либо предмет одежды или аксессуар. Увенчал туалет манекена бордовый пиджак Леонида Беспрозванного. Казалось, Леонид Владимирович незримо здесь присутствовал: вскоре после заезда театралов на турбазу начался дождь, столь любимый создателем «Театральной осени» и продолжавшийся в течение суток.
Впервые приехавшую в Утулик Людмилу Манонину-Петрович, режиссера из Санкт-Петербурга, художественного руководителя театральной компании «Ковчег» и детской театральной школы «Рубикон», поразили выступления театров на открытии и в финальном капустнике фестиваля.
– Мне кажется, за визитки и за выступления в финале можно давать отдельные призы, – заметила Людмила Николаевна, – потому что здесь актеры порой проявляют себя так, как не проявляют в спектаклях. А еще, если возможно по положению фестиваля, хотелось бы присуждать особый приз педагогам и режиссерам, которые имеют особый подход к детям, ценят их, идут за ними.
Третьим членом экспертной комиссии была полюбившаяся театралам по прошлому году Наталия Корлякова, режиссер, художественный руководитель Государственного драматического театра «Студия» Любови Ермолаевой».
Члены жюри отсматривали спектакли, придирчиво их разбирали на традиционных обсуждениях – «Круглых столах с острыми углами», – проводили мастер-классы для актеров и их руководителей и вспоминали краеугольные камни профессии в «Школе режиссеров» (нововведение Иркутского областного дома народного творчества и Министерства культуры и архивов Иркутской области).
Они же выбрали из 130 актеров, приехавших в Утулик, тех, кто достоин был стать победителем конкурса актерских работ имени «Бабы Кати» – легендарной актрисы середины ХХ века, заслуженной артистки России Екатерины Барановой. К чести ангарских театров, надо сказать, что среди шести награжденных – четыре ангарских актера.
Итак, приз «Бабы Кати» получил Никита Усов, актер лицейского театра «Кто мы?» (режиссер – Николай Щербаков) за роль Маленького принца в одноименном спектакле по сказке Антуана де Сент-Экзюпери. «Родничку» фестиваль принес сразу две «Бабы Кати»: дипломы получили Елисей Хороших за роль Макарова в новелле «В сугробах» (спектакль «Шорохи» по произведениям Александра Вампилова, режиссер – Тагир Хамитов) и Максим Мараев за роль Бусыгина в «Старшем сыне». Новой «Бабой Катей» пополнилась копилка «Чудака» – ее получила Валерия Шайхудинова за роль Джульетты в спектакле «Ромео & Джульетта» (режиссер Александр Говорин) по мотивам пьесы Уильяма Шекспира.
И снова «Баба Катя» – у иркутского театра «Предместье», давнего друга фестиваля, возглавляет который заслуженный работник культуры РФ Лариса Серикова-Киркица. Диплом получила Анна Алексеева за роль Храповой в спектакле по пьесе Сергея Руббе «Карпуша forever», знакомом нашему зрителю по весеннему фестивалю «Ангарская оттепель». Еще один победитель конкурса актерских работ имени «Бабы Кати» – Андрей Манжинов из молодежного народного театра «Гротеск» поселка Усть-Ордынский. 25-минутный поэтический этюд «…о Родине мысли», в котором он играл одну из ролей, – инсценировка режиссера Надежды Сафоновой на стихи Намжила Нимбуева – поразила жюри своей цельностью и спаянностью коллектива. Спектакль также был награжден спецпризом жюри за актерский ансамбль.
– Это всё делается не ради «Бабы Кати», – сказала после награждения ангарская Джульетта Лера Шайхудинова, лучше всех остальных лауреатов справившаяся с волнением, – всё по любви абсолютно, но это очень приятно, когда тебя замечают и отмечают!
Бесконкурсность, отсутствие амбиций и борьбы за гран-при между коллективами «Театральная осень на Байкале» считает еще одной своей традицией. Но что делать, если талантливых актеров гораздо больше, чем дипломов «Бабы Кати»?
Среди тех, кого эксперты отметили дипломами «За большой творческий потенциал», тоже оказались ангарчане: исполнительница роли леди Капулетти («Ромео & Джульетта») и одновременно директор фестиваля и директор ДК «Нефтехимик» Антонина Кокошникова и главная героиня спектакля «Не травите моих тараканов!» по пьесе Дмитрия Войдака Анна Маркосенко (театр «Шкода» школы №11, режиссер – Ольга Горбунова). Еще одна актриса «Шкоды» – Ксения Ружникова – получила специальный диплом «За яркую творческую индивидуальность» от специалистов Иркутского областного дома народного творчества.
***
7 дней, 12 театров, 16 спектаклей – и бездонное море впечатлений, огромное количество друзей и единомышленников, открытия в профессии, новые пути. То, что дают такие фестивали, как «Театральная осень на Байкале», всем, кто соприкасается с этой удивительной, творческой, чудесной атмосферой, словами передать невозможно. Нужно ехать в Утулик, своими глазами видеть эти пушистые горы, пробовать студеную воду, вдыхать сладкий воздух… Может быть, именно байкальская природа позволяет им ценить фестивальные встречи и откровения гораздо больше удостоверений о повышении квалификации? Тогда и получается из собранных с миру ниток великолепный театральный костюм, а фестиваль становится «праздником взаимообогащения».