27 ноября старейшее муниципальное предприятие отмечает 65-летний юбилей
65 лет считается солидным возрастом для человека, а предприятий, которые могут похвастаться такой богатой и многолетней историей, в Ангарске вообще единицы. Среди них и старейшее муниципальное предприятие города – «Ангарский трамвай».
Сейчас уже немногие вспомнят, но когда-то, чтобы попасть в штат предприятия, ангарчане выстраивались в очереди. В семидесятые годы электромонтеры трамвая получали больше сотрудников нефтехимического комбината. Хорошо была развита и социальная сфера. Дети работников ходили в ведомственные ясли, отдыхали в собственном лагере, а водители, диспетчеры и контролеры могли позволить себе раз в год отдохнуть с семьей на море. О том, чем живет «Ангарский трамвай» сегодня, нам рассказали старейшие работники предприятия и его новый директор Евгений Баженов.
Наши водители были одними из лучших в стране
– Я пришел на предприятие в 1976 году, сразу после армии, обычным электромонтером, – вспоминает начальник службы энергохозяйства Александр Шеин. – Тогда «Ангарский трамвай» был на хорошем счету не только в области, но и в стране. Сотрудники не раз побеждали во всесоюзных конкурсах профессионального мастерства. А переманить на свое предприятие водителей из Ангарска считалось большой удачей. Но люди держались за свои места, пытались устроить сюда и родственников. Город обслуживали 110 вагонов, а численность сотрудников превышала тысячу человек, около ста из которых трудились в службе энергохозяйства.
Всю контактную сеть сотрудники Ангарского трамвайного управления, а именно так раньше называлось муниципальное предприятие, ремонтировали своими руками. А это без малого 91 километр. О том, кто такие подрядчики, знать не знали. Материалы, руки, техника – всё свое, проверенное. Работали на совесть. Многие из старой гвардии и сегодня в строю. Самому молодому диспетчеру службы исполнилось 60, а самому опытному – 72 года.
– Я тоже пришла на предприятие в начале семидесятых, – делится воспоминаниями центральный диспетчер «Ангарского трамвая» Наталья Дель. – Работала водителем, потом диспетчером конечной станции. Теперь вот центральным диспетчером. Да, работа сложная и ответственная, но в другом месте я себя просто не представляю. После 17 часов центральный диспетчер – первый человек на предприятии. Даже директор не может принять решение, касающееся работы транспорта, не посоветовавшись со мной. Когда я пришла, служба диспетчеров насчитывала 50 человек. Сейчас нас шестеро. Работаем, конечно, в напряженном режиме, но справляемся. Я знаю обо всех поломках вагонов, обрывах контактной сети и авариях на путях. У нас система отработана настолько, что в течение 15-20 минут ремонтная бригада уже подъезжает к вагону. Продолжительных простоев не бывает. Тут нам и аварийные комиссары помогают. Раньше, если ДТП происходило на трамвайных путях, мы машину ГИБДД часами ждали. Водители у нас тоже практически все с многолетним стажем, самой опытной уже за 70, молодежи мало. Приходят, пробуют, но надолго не задерживаются. Трамвай-то ведь не сам по рельсам катится, как многие представляют. Не каждый бывалый автомобилист вагоном управлять сможет. Да и бескондукторная система сложностей добавила. Водителю уже трогаться надо, a она сдачу пересчитывает, нервничает, что из графика выбилась. «Зайцев» в вагонах в последний год тоже прибавилось.
Куда сегодня катится «Ангарский трамвай»?
По словам директора, бескондукторная система, введенная прошлым руководителем предприятия, себя абсолютно не оправдала. Помимо того, что это элементарно небезопасно, нужно подумать и об инвалидах, о мамочках с колясками. Они просто не могут войти в переднюю дверь для оплаты проезда. Ведь раньше все пользовались широкой средней дверью. Поэтому в скором времени в вагоны вернутся контролеры, которые будут и обилечивать, и следить за порядком в салоне.
«Будем искать другие способы сокращения расходов, – говорит директор предприятия Евгений Баженов. – Чтобы «Ангарский трамвай» сегодня вышел на самоокупаемость, билет должен стоить не менее 50 рублей. Для нас ведь действуют расценки на электроэнергию как для коммерческих предприятий. Понятно, что за такие деньги ездить никто не будет, поэтому сегодня в планах научиться зарабатывать на других видах деятельности. У нас и площади огромные, и спецтехника есть, можно и в аренду сдавать, и подряды брать. Сейчас планомерно увеличиваем пассажиропоток. Для удобства ангарчан пустили несколько маршрутов из старой части города в квартал, в обход кольца по улице Декабристов. Новые маршруты в рамках старой контактной сети мы, конечно, не откроем, а вот изменить имеющиеся так, чтобы пассажирам было удобно, можем. В планах расширить штат за счет молодых сотрудников. Конечно, сейчас молодежь к нам неохотно идет. Все хотят сидеть в кабинетах в белых рубашках и получать большие деньги, а у нас руками работать надо и головой, конечно. Зарплата в «Ангарском трамвае» хоть и небольшая, но стабильная. Просрочек не бывает. Сейчас заключили договор с руководством лицея №36, там будут подготавливать для предприятия квалифицированных специалистов. Приглашаем ребят на практику. Вроде интерес есть.
В планах открыть учебный кабинет и для водителей трамваев. Сейчас ближайший центр обучения находится в областном центре. Но многие, отучившись, там и остаются. Нам тоже нужны молодые кадры. А еще хотим возродить традиции проведения конкурсов профессионального мастерства. Уже связались с коллегами из Усолья-Сибирского. Будем проводить соревнования и награждать лучших повышением разрядов. Что касается состояния контактной сети, то капитальный ремонт не проводился со времен перестройки. Раньше ведь был горсовет, который выделял деньги, и мы закупали необходимые запчасти, выполняли ремонт без привлечения каких-то там организаций. Чтобы сейчас отремонтировать ту инфраструктуру, которая есть в «Ангарском трамвае», потребуются очень большие средства. Капитальный ремонт ведь подразумевает замену всего, что есть на контактной сети, кроме провода. Его-то как раз мы по необходимости и меняем. Кроме того, в планах расширить и сам трамвайный парк».
Сегодня на линию ежедневно выходят 17 вагонов. В часы пик интервалы движения небольшие, а вот среди дня на остановках приходится стоять довольно продолжительное время. В скором времени пассажиропоток увеличится, с дач вернутся пенсионеры, да и учебный год в самом разгаре. Поэтому сейчас в администрации предприятия рассматривают проект покупки нескольких подержанных трамваев из Москвы. Которые, кстати, находятся в очень хорошем состоянии.
Самый лучший подарок – тот, что преподносишь сам
Несмотря на то что юбилейный год для предприятия выдался очень сложным, «Ангарский трамвай» решил сделать городу сразу несколько подарков. В ближайшее время на линию выйдет вагон с символикой городской хоккейной команды «Ермак» – это совместный проект с руководством клуба. Теперь на матчи любимой команды болельщики смогут ездить все вместе в тематическом салоне. А с сентября в продажу поступили совершенно особенные проездные билеты. До конца года все пассажиры рельсового транспорта могут купить абонементы с неограниченным количеством проездов всего за 250 рублей. Этой акцией особо довольны работники нефтеперерабатывающего завода и ТЭЦ-9, которые тратили на проезд около тысячи рублей ежемесячно. Да и другим категориям пассажиров проездной на самый экологически чистый и безопасный транспорт позволит значительно сэкономить семейный бюджет.
Наталья Зарубина