Можно ли представить Ангарск без трамвая? Многие ответят на этот вопрос отрицательно. Трамвай всегда был и остается главным средством пассажирских перевозок в городе. И все разговоры о целесообразности содержания трамвайного хозяйства в Ангарске на уровне депутатов городской Думы, к счастью, пока остаются только разговорами.
Сегодня по улицам Ангарска одновременно колесят 50 трамвайных вагонов. Еще 22 ждут своей очереди в депо. Их обслуживанием занимается около 500 сотрудников трампарка. Накануне профессионального праздника работников электротранспорта мы побывали в МУП «Ангарский трамвай». Гидом по цехам трамвайного депо выступил начальник предприятия Олег Абдукадыров. Журналистам не только показали, как моют, красят и ремонтируют вагоны, но и разрешили сесть на водительское сиденье трамвая и даже побывать в роли вагоновожатого.
В цехе профилактического и планового ремонта стоит сильный запах краски. После работы маляров вагоны выглядят как новенькие. Над каждой смотровой ямой стоит вагон без колес. Колесные тележки весом 4,7 тонны находятся рядом. К слову сказать, вес укомплектованного вагона составляет 17 тонн, а пассажировместимость – до 180 человек. «Можете спуститься в яму и посмотреть, как выглядит днище трамвая. Или подняться на крышу, к токоприемнику, – говорит нам Олег Абдукадыров. – Сейчас это безопасно. Обычно в линии постоянного тока напряжение составляет 550 вольт. Но сейчас она отключена, так как рабочие демонтируют токоприемник с одного из ва-гонов». Упоминание о 550 вольт напряжения впечатляет всех участников пресс-тура. Но же-лающие подняться наверх, к проводам, находятся. А когда еще появится возможность сделать фотовид депо с верхней точки?
Идем в следующий цех, вход которого украшает забавная картинка падающего человека и надпись «Осторожно! Канава!». Как оказалось, под канавами здесь подразумеваются длинные смотровые ямы. Длина одного вагона – 17 метров. Над одной такой канавой могут расположиться 2-3 трамвая. Для удобства ремонтников ямы оборудованы лампами освещения. Олег Абдукадыров показывает, как моют вагоны по возвращении трамвая из города, как производят ремонт устаревшего и сломанного оборудования. Вагон отправляется на плановый ремонт, когда проходит очередные 100 тысяч километров. Профосмотр производится еженедельно. «Трамвайные вагоны – чрезвычайно дорогой товар, – рассказывает директор МУП «Ангарский трамвай». – Последнее наше приобретение стоимостью в 11 с половиной миллионов рублей стоит на рельсах возле этого цеха. Можете посмотреть на вагон, который еще не совершил ни одного рейса по городу». Новенький вагончик с бортовым номером Т-203 сверкает заводской краской и безупречной чистотой обшивки пассажирских сидений. На предприятии планируют заменить все устаревшие транспортные единицы на такие вот трамвайчики.
В очередном цеху нас знакомят с колесным старожилом – самым старым вагоном депо. Выпущенный в 60-х годах прошлого столетия С-3 никогда не возил пассажиров. Это снегоуборочный вагон. Он и сегодня при деле – расчищает пути от снега, но курсирует по городу только в ночное время, так что увидеть его – большая редкость. Интересно, что в отличие от современных вагонов С-3 имеет двустороннее управление. Чтобы поехать в другую сторону, водителю надо просто перейти в конец трамвая. Мы посоветовали директору МУП «Ангарский трамвай» подумать над идеей создания музея. В депо можно найти настоящие раритеты – компостеры, копеечные билеты советских времен, машинки для счета мелочи. Предприятие с 57-летней историей хранит немало удивительных вещей и... людей, которые посвятили ангарскому трамваю большую часть своей жизни.
Ну а гвоздем этой необычной предпраздничной экскурсии стало вождение вагона. Журналистам разрешили попробовать себя в роли вагоновожатого. Поверьте, управлять трамваем, ни на секунду не снимая ноги с педали, при этом следить за дверями и сообщать пассажирам остановки по громкой связи – непростое дело. Почему нельзя снимать ногу с педали? Потому что в ту же секунду вагон предупредительно затренькает и остановится. По такому принципу работает система безопасности трамвая. К примеру, стало водителю плохо, прихватило сердце, потерял сознание, и вагон не должен тронуться с места. Впрочем, что же мы накануне праздника плохое предполагаем? Лучше напомним ангарчанам, что 27 ноября свой профессиональный праздник отметит 151 ангарский вагоновожатый, а также все, кто имеет отношение к организации поездок горожан на экологически чистом и одном из самых безопасных видов транспорта.