Ангарские волонтеры и ветеринары спасают собаку, попавшую под поезд
…Грузовой состав шел по путям, громко лязгая железом по рельсам. Станцию Майск он проходил, не сбавляя скорости. Лежащая на путях собачонка низко наклоняла голову, что есть силы вжимаясь искалеченным телом в шпалы, и пережидала летящий над ней кошмар. Первым ее заметил помощник машиниста Аркадий Цеплик. Он был уверен, что попавшая под локомотив собака погибла. Но, когда состав возвращался назад в Иркутск, мужчина с удивлением увидел, что она жива и находится на том же месте. На следующий день он нашел телефон ангарских волонтеров и сообщил о собаке.
Попытки отыскать погибающую на железнодорожных путях собаку зоозащитники предприняли в тот же вечер. Но в темноте животное отыскать не удалось. Волонтеры «ЗОО-38» Елена Курбатова, Юлия Лысенко и Людмила Дедикова поехали в район Майска холодным снежным утром 13 сентября. Они решили идти прямо по путям от майской платформы в сторону Ангарска. «Помощник машиниста говорил, что собака лежит метров за 500-700 до станции Майск, но мы прошли всего метров 300 и увидели ее, – рассказывает Юля Лысенко. – Как раз приближался поезд. Собачонка перестала крутить головой, низко прижалась к земле, и вагоны накрыли ее. Ужасное зрелище! Как только состав прошел, мы сразу ринулись к ней».
До машины девушки решили донести собаку на покрывале. Но сделать это оказалось не так просто: та активно сопротивлялась, несмотря на жуткие травмы конечностей, пыталась укусить своих спасительниц. Пришлось перевязать ей морду шарфом. Так и прибыли в ветклинику Майска. При осмотре оказалось, что у животного повреждены три лапы, на одной из которых начался некроз. По оценкам ветеринаров, собака попала под поезд дней за 4-5 до этого. Всё это время она лежала на путях – теряла кровь и испытывала сильнейшую боль. И страх.
«Собака поступила в клинику в тяжелом состоянии, – говорит ветеринарный врач Ангарской станции по борьбе с болезнями животных Евгений Хорошман. – Поврежденные конечности пришлось ампутировать, пораженную некрозом лапу мы убрали до бедренной кости. – Операция была длительная и сложная. Но собака выдержала ее и довольно быстро отошла от наркоза. – В первые дни она получала все необходимые кровозамещающие и лекарственные препараты. Сейчас необходимы обработка швов и хороший уход. Пока животное находится у нас в стационаре. Состояние его оценивается как стабильное».
Шпала, как между собой называют собаку волонтеры (немного цинично, конечно, зато сразу понятно, о ком речь), отличается хорошим аппетитом и… крутым нравом. К чужакам относится настороженно, может и зубы показать. Но своих спасителей узнает издалека, подставляет конопатую морду под руки.
«Среди множества тех, кто обсуждает эту историю в Интернете, есть и призывающие усыпить травмированное животное. Дескать, зачем мучить собаку с одной целой лапой? – говорит Елена Курбатова. – Я же по-прежнему считаю, что у нее нельзя отнимать шанс жить. Поезд не убил ее, так зачем же людям лишать ее жизни? Она и так настрадалась. При этом она очень активная, всегда внимательно наблюдает и слушает, что происходит вокруг. Собака хочет жить! Посмотрите, какой у нее взгляд! Никаких слов не надо, чтобы понять, что она молит о помощи и спасении».
В планах волонтеров не только выходить пострадавшую собаку, но и… поставить ее на лапы.
«Сейчас, пока Шпала проходит послеоперационный восстановительный период, у нас две задачи. Во-первых, – дать ей максимально окрепнуть после пережитого и принять свое новое состояние, – рассказывает куратор собаки Юлия Львова. – Пока она не может понять, как менять положение тела, как вообще себя вести в незнакомой обстановке, потому и случаются кратковременные проявления агрессии. Да и боль еще не отпускает. Из-за малоподвижности у нее слабая перистальтика, поэтому мы перевели ее на специальное питание. Пусть отъедается и успокаивается, учится доверять людям, которые ей желают добра. Она хорошая, умная девочка, всё поймет. А мы пока подбираем оптимальный вариант вспомогательных средств для передвижения – вот задача номер два.
Пока еще не решили, что это будет: спецколяска, протезы или ортезы. Возможно, комплекс этих средств. Изучаем информацию по похожим случаям. Один подобный произошел в Бурятии в прошлом году – тогда оставшегося по вине людей без лап пса спасли в Новосибирске, где Дружку изготовили на заказ ортезы. Он быстро научился пользоваться ими, стал активным, ему нашли новую семью. Мы хотим взять на вооружение опыт спасителей Дружка. Предстоят немалые затраты, но с помощью добрых людей мы со Шпалой должны справиться».
Новость о чудом выжившей на железнодорожных путях собаке быстро облетела Интернет-сообществa. Многих не оставила равнодушными судьба покалеченной собачонки. Люди каждый день и час пишут и звонят волонтерам, чтобы узнать новости о Шпале. Помощник машиниста Аркадий Цеплик признается, что не ожидал такого отклика на эту историю.
«Одна женщина звонила прямо с электрички, она хотела выйти в Ангарске и пройти до Майска весь путь по шпалам, – рассказывает он. – И очень обрадовалась, когда я ей сказал, что собаку уже забрали, прооперировали и выхаживают волонтеры. Как здорово, что есть такие люди!»
«Хотим обратиться к жителям Майска с просьбой помочь отыскать хозяина собаки, – говорит Юлия Львова. – На ней был коричневый ошейник с металлическими клепками. Это дает основание предполагать, что Шпала не бездомная, что, возможно, ее где-то ждут и любят. Когда на следующий день после операции ей дали понюхать этот ошейник, она так обрадовалась ему, начала облизывать, видимо, решила, что ее повезут домой. Увы… Мы понимаем, что лечение такого животного требует немалых денег. И готовы к отказу прежнего хозяина от собаки. Эту финансовую обузу вешать ни на кого не намерены. Просим хозяина откликнуться для уточнения некоторых подробностей жизни и здоровья Шпалы по телефону: 8-908-6-557-636. Да и настоящую ее кличку хотелось бы узнать!»
…Во время обработки стационарного бокса врачи ветклиники решили вынести Шпалу на улицу. В погожий солнечный денек ей полезно подышать свежим воздухом, лежа на одеяле. В какой-то момент собачка настороженно подняла уши, а потом вся сжалась и испуганно прижалась к земле. Так она отреагировала на проходящий недалеко трамвай. Пережитое на путях еще долго будет пугать ее. Но впереди ее ждет немало хорошего – новая кличка, новый дом, новый способ передвижения. Люди, которые однажды спасли ее от верной гибели, готовы сделать всё возможное, чтобы она больше никогда не попала в беду. Человеком оставаться сложно, но можно. И история, начавшаяся с вечернего звонка зоозащитникам помощника машиниста Аркадия Цеплика, еще раз доказывает это.
Фото автора и из архива «ЗОО-38»Хронологию истории Шпалы можно почитать и посмотреть в волонтёрских общедоступных группах «ЗОО-38» – ВКонтакте и Инстаграм (@zoo_38_angarsk). Сбор средств для пострадавшей собаки ведется на карту Сбербанка 4817760011653288 (получатель Виталий Викторович Л.) с пометкой «для собаки с ж/д путей». Спасибо всем неравнодушным людям за помощь и сострадание!