Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Состояние системы образования в Ангарском городском округе на начало 2018-2019 учебного года и приоритетные направления развития системы обсудили накануне члены городской Общественной палаты. С докладом на эту тему выступила начальник управления образования Лариса Лысак. Сегодня программа развития образования работает в пяти направлениях: «Доступность современного качественного образования», «Территория детства», «Лидер в образовании», «Развитие инфраструктуры» и «Обеспечение реализации муниципальной программы».
Если говорить о ресурсном обеспечении системы образования АГО, то стоит отметить, что в 2017 году утвержденный бюджет составил почти 3 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда 299 миллионов рублей – средства областного бюджета. Сегодня вся система осуществляет свою деятельность в соответствии с указами президента Российской Федерации, и с 2012 года ведется целенаправленная работа по повышению уровня оплаты труда отдельным категориям работников дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования. Так, например, если средняя заработная плата педагогических работников в 2012 году дошкольного образования составляла 13 434 рубля, то за шесть лет она поднялась до 30 163 рублей. Учителя ангарских школ в 2012 году получали в среднем 19 973 рубля, сегодня – 34 576 рублей. Заметнее всего поднялась средняя заработная плата у педагогов дополнительного образования. В 2012 году она оставляла 13 605 рублей, а в 2018 году эта цифра выросла до 34 355 рублей. Конечно, это средние показатели, ведь фактическая зарплата педагогических работников зависит от их учебной нагрузки и суммы стимулирующих выплат за дополнительную работу.
Если говорить об уровне кадрового обеспечения системы образования, то сегодня он составляет 99,6 процента. Но это не значит, что потребности в педагогических работниках нет. В школах по-прежнему не хватает учителей начальных классов, русского языка и физики. А значит, вакансии удалось закрыть благодаря сверхнагрузке других учителей-предметников. Так, например, есть в Ангарске образовательные учреждения, где педагог при норме 18 часов в неделю отрабатывает 40. Управление образования активно ведет работу с Иркутским государственным университетом: ежегодно на целевое обучение туда направляется 2-3 педагога от нашего города. Но этого количества явно недостаточно, ведь треть педагогического состава образовательных учреждений – это работники пенсионного и предпенсионного возраста.
Для повышения доступности и качества образования в Ангарске идет планомерный переход на обучение школьников в одну смену. Благодаря запуску новой школы в микрорайоне Китой в этом году удалось перевести на утреннее обучение более 700 школьников. С введением в эксплуатацию образовательного учреждения в 7а микрорайоне (которое запланировано на начало 2019 года) их количество увеличится. В целом, по оценке специалистов, для того чтобы все дети учились только в первую смену, в Ангарске необходимо открыть еще как минимум девять школ.
Для обеспечения безопасности образовательного процесса к новому 2018-2019 учебному году из муниципального бюджета выделено более 71 миллиона рублей. На эти средства были проведены капитальные и текущие ремонты, приобретено необходимое для ведения образовательного процесса оборудование. С каждым годом увеличивается количество образовательных учреждений, оснащенных системой видеонаблюдения. Сегодня камеры установлены на территории всех ангарских школ.
Что касается дошкольного образования, то охват услугами сегодня составляет 88,5%. На 100% обеспечены садами малыши в возрасте от двух до семи лет. Такими цифрами не могут похвастать далеко не все муниципалитеты области! Для обеспечения местами в детских садах малышей от полутора до двух лет сегодня создаются дополнительные группы в действующих детских садах, ведется строительство учреждения в 22 микрорайоне, есть планы по «реанимации» садика в 17 микрорайоне.
В детских садах Ангарска действуют особые условия пребывания для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Работают группы для малышей с нарушением зрения, задержкой психического развития, проблемами опорно-двигательного аппарата, логопедические группы. Ребята с особенностями развития успешно проходят обучение в школе №6. Нужно сказать, что с 2013 года наблюдается положительная динамика общей численности обучающихся. Это происходит в основном за счет увеличения количества первоклассников и естественной миграции населения – в Ангарск на обучение едут жители соседних поселков и деревень.
С каждым годом в городе растет количество детей, получивших высокий балл по результатам ЕГЭ. Старшеклассники ангарских школ становятся призерами и победителями предметных олимпиад регионального и всероссийского значения, что говорит об отличном уровне подготовки и высокой квалификации педагогов образовательных учреждений Ангарска.
Наталья Зарубина