Двухэтажные дома в старой части города у управляющих компаний давно не пользуются популярностью – собираемость квартплаты с них низкая, а работ нужно выполнить вагон. После долгих лет мучений и скандалов практически все они перешли под управление муниципальной жилищной компании. А та и рада бы от них избавиться, но деваться ей просто некуда.
Жильцов тоже такое положение дел не устраивает – квартплата – как в домах по сто квартир, а уровень обслуживания гораздо ниже. Кто-то с этим смирился, а вот жильцы дома №8 в квартале 51 решили, что с них хватит.
– При квартплате в 11 рублей с квадратного метра всё, что они делали, это вывозили мусор. А остальное сделать не допросишься. Ответ один – составляйте смету, и будете собирать деньги на дополнительную оплату, – вспоминает Надежда Суровцева, председатель совета дома, сейчас пенсионерка, а в прошлом учитель музыки.
Женщине надоело терпеть, и она пошла на курсы обучения собственников жилья. Оказалось, что управлять своим домом не так уж и сложно. В июне прошлого года провели общее собрание – сделать это было просто: в доме всего восемь квартир. В итоге остановились на непосредственном управлении. Выбрали председателя и кассира, которому жильцы приносят квартплату прямо на дом, обходясь без сложной бухгалтерии и банковских услуг.
– Сейчас наш тариф на ремонт и обслуживание жилья составляет 8 рублей с квадратного метра, в месяц мы собираем на весь дом около 4 тысяч рублей. Если экономно, то вполне можно жить. Заключили договор на вывоз мусора. Выяснилось, что устанавливать на наш дом отдельный контейнер не имеет смысла. Нам удалось договориться с прошлой управляющей компанией, и они разрешили нам пользоваться своим контейнером. С их помощью мы произвели расчеты и платим за вывоз мусора два раза в неделю, – рассказывает Надежда Константиновна.
В таком небольшом доме хочешь не хочешь, а будешь знать, что у соседа за стенкой творится – у кого ремонт, а кто новую мебель привез. Договорились, что крупногабаритный мусор каждый будет вывозить за свой счет. На чем еще можно сэкономить?
– Мы по очереди убираем свой подъезд. Купили метлы и инструменты и составили график уборки территории вокруг дома, поскольку у нас нет денег отдельно платить дворнику. Правда, с приходом лета и отъездом людей на дачи этот график нарушился, но случилось так, что один из жильцов потерял работу. Чтобы не копить долги по квартплате, он в счет нее взялся за это дело, – делится опытом управления Надежда Суровцева.
Но, конечно, уборка – это еще не все. Старый дом 1951 года постройки требует серьезного к себе отношения. Особенно при подготовке к отопительному сезону.
– В прошлом году мы отремонтировали тепловой узел. Перед приемкой пришел проверяющий из «Энергосбыта» и выкатил нам целый список того, что нужно сделать. Я его еще спросила: «А как же «управляйка» его в таком случае каждый год сдавала?» Он только загадочно поулыбался. Пошли мы в фирму, а нам там счет выставили почти на 30 тысяч рублей. Такую сумму больше полугода копить надо! Не пойдет. Собрались наши мужчины, подумали, по магазинам поездили. Нашли, где материалы подешевле. Сами изоляцию мотали, сами вентили-термометры устанавливали. В 8 тысяч уложились! И узел без проблем сдали, – рассказала Надежда Константиновна.
Из мелких работ по дому отремонтировали слуховое окно, которое всё время протекало в подъезд. Сколько ни обращались в управляющую компанию – бесполезно. Рядом рабочие ремонтировали здание. Предложили им живые деньги – за сутки починили! Покрасили полы в подъезде – чистенько стало. Почистили и покрасили трубы холодной воды.
В чем плюс такого управления домом? Люди знают, сколько на доме денег и куда конкретно они уходят. Безалаберность одного жильца бьет по карману всех остальных: засорился унитаз от сброшенных туда сигарет – аварийке за прочистку полторы тысячи рублей вынь и положь. А могли бы что-то полезное для дома сделать.
– Тем не менее мы всегда держим на всякий случай заначку в несколько тысяч рублей. Ну и к следующему лету надо подкопить – нужно трубы в подъезде менять, – заканчивает разговор Надежда Суровцева.
Часто говорят, что небольшим домам без управляющих компаний не выжить – денег не хватит. Пример конкретного дома показывает обратное. Главное – с соседями суметь договориться.