Учителю начальных классов Галине Силантьевой 9 ноября исполняется 95 лет. Но, несмотря на годы, она прекрасная собеседница с хорошо поставленной речью, четко проговаривающая все слова. Помните, как это бывает на уроках во время диктантов?
Для многих ангарчан Галина Михайловна была первой учительницей. А началась ее педагогическая деятельность незадолго до Великой Отечественной войны в городе Первоуральске, где Галочка устроилась воспитательницей в детский сад. Уйти оттуда ей пришлось скрепя сердце – с началом войны снабжение продуктами резко ухудшилось, и молодая женщина не смогла смотреть в голодные детские глаза. Показалось, что на оборонном (бывшем трубопрокатном) заводе, где выпускали стволы для знаменитых «Катюш», будет легче, и четыре года Галина отработала там контролером ОТК.
Сразу после войны она решила продолжить работу с детьми и пошла на курсы. Уже в январе 1946 года наша героиня стояла у доски перед своим во всех смыслах первым классом.
В 1959 году Галина Михайловна переехала в молодой Ангарск и устроилась в школу №21 в Цемпоселке. Тогда еще были свежи воспоминания о тяжелых военных годах. Много было неполных семей.
– Помню, на уроки ко мне ходил мальчик, мать у него была неродная. Раньше она купала его сама, а потом он стал ее стесняться и отказался мыться. Грязью зарос по самую макушку. Меня тоже он слушаться не захотел. Пришлось идти в седьмой класс и просить «одолжить» пару парней покрепче. Одного поставила впереди, другого сзади, так под конвоем этого Володю и повели в баню. Сдали с рук на руки банщице, а чтобы он не сбежал, заперли банное отделение на ключ. Банщица его раза три полностью намыливала и смывала. Потом мне сказала, что такого грязного ребенка в жизни не видела, – вспоминает Галина Михайловна. Она же приносила в школу рубашки своего старшего сына. Переодевала в них мальчишку прямо в классе, тут же стирала его нехитрое бельишко, и, пока шли уроки, оно сохло.
Через четыре года семья переехала в сам Ангарск и Галина Силантьева перешла работать в школу №6, потом в школу №3, 38 и так далее. Ушла на пенсию Галина Михайловна в 79 лет из знаменитой школы №10.
– Меня там назначили работать в классе, куда потихоньку переводили тех детей, кто не тянет сложную программу, ну или не отличается хорошим поведением. Так попал ко мне Денис (его еще «коридорным» мальчиком звали, так как учителя, чтобы не отвлекаться на него, просто выставляли его за дверь класса). Действительно, вел он себя вызывающе: мяукал, громко разговаривал во время урока. Оказалось, что таким способом он просто добивался внимания к себе. Как только он стал его получать в положительном ключе, то сразу оказалось, что это прекрасный ребенок. Начальную школу он закончил на четверки и пятерки, – продолжает свой рассказ пожилая женщина.
– Маму до 83 лет вызывали подменить при необходимости учителя. До сих пор она помнит всех своих учеников, всех их братьев и сестер. Узнает их на прогулке по городу. И они к ней в гости приходят, – вступает в разговор Людмила Сердечкина, дочь Галины Михайловны, которая, между прочим, тоже пошла по материнским стопам и стала учителем.
Какой же самый главный совет могут дать два педагога родителям и учителям?
– Разговаривайте с детьми! Почему нынешние дети не читают? Да потому что рассказать о прочитанном-то некому! Родители их не слушают и не слышат. Ведь наша главная беда – не хватает на них времени. Но сколько я помню свою маму, она всегда работала в две смены, на дом приносила каждый день по 160 тетрадей, которые нужно было до завтра проверить. Если мама видела, что у ребенка формируется ужасный почерк, то она ему карандашом прописывала целую строчку букв. А ребенок, обводя их ручкой, учился красиво писать. Представляете, какой это объем работы? Да еще домашние заботы, при этом мама успевала шить мне красивые платья. Спать ложилась в 2, а то и в 4 часа ночи. А в 6 утра снова бежала на работу. Но время для детей у нее всегда находилось, – вспоминает Людмила Васильевна. И продолжает: – Мы вечно с мамой что-то делали. Вырезали кучу раздаточного материала для уроков: все эти огурчики, морковочки, помидорки, чтобы детям было легче научиться считать.
Кстати, Галина Михайловна считает, что вопреки новомодной системе образования, которая приучает детей считать в уме виртуальными числами, лучше всего они начинают соображать, когда держат предметы в руке.
– Не зря раньше выпускали коробочки со счетными палочками. Я просила родителей связывать их резиночками по десяткам и так складывать и вычитать, – продолжает Галина Силантьева. – И детям легче в таком случае понять, что больше – 2 или 2 десятка. Еще мы делали большую шкалу «+» и «–» и шагами с ребятишками считали, когда нужно отнимать или прибавлять. При такой системе долго объяснять не приходилось. Слитно писать мы учились с помощью ниточек, соединяя ими буквы. Сейчас это запрещено, а я считаю, что зря. Мои дети всегда были чем-то заняты: на переменах мы решали с ними кроссворды, делали стенгазеты, наш классный уголок всегда был заполнен какими-то интересными для детей вещами.
На свое 95-летие Галина Михайловна готовит каждому гостю подарок – связанные своими руками тапочки или половичок. При таком жизнелюбии и активности думается, что и столетний юбилей она тоже отметит в кругу родных, близких, бывших коллег и учеников.