Утро пятницы, 12 октября, у пенсионерки Тамары Иннокентьевны выдалось насыщенным событиями. Поднялась женщина рано, в планах был визит к аллергологу. Талончик к врачу отложен с прошлой недели, и пенсионерка не волновалась. К трамвайной остановке на пересечении улиц Чайковского и Ворошилова женщина отправилась почти за час до назначенного времени, ведь до больницы в старую часть города еще доехать нужно. Знакомая «шестерка» подошла через несколько минут, и пассажиры принялись занимать сидячие места в салоне. Вот только двери железного вагона, едва закрывшись, распахнулись вновь.
Не проехав и пары метров, трамвай встал, и водитель сразу же вышла на улицу ликвидировать поломку. Вслед за ней отправились и несколько пассажиров, решив, что пешком быстрее будет. Но Тамаре Иннокентьевне пешком не быстрее и не ближе: центр аллергологии находится в старой части города, а живет она в 94 квартале. Женщина попросила взять только что выданный билет обратно и вернуть ей деньги, чтобы она смогла пересесть на другой транспорт. «А мы деньги не возвращаем», – сухо ответила кондуктор. «Но я же еще ни одной остановки не проехала», – возмутилась пенсионерка. «У нас закон такой, я билет по кассе пробила и обратно не возьму», – настаивала кондуктор. К громкому спору подключились и несколько пассажиров, которые, как и Тамара Иннокентьевна, были уверены: если ни одной остановки не проехал, то и платить не за что.
Пока пассажиры ругались с кондуктором, водитель устранила неисправность, и через 20 минут железный вагон двинулся по своему маршруту. Ситуация, казалось бы, разрешилась, однако озадаченная пенсионерка решила все-таки выяснить, что делать пассажирам в такой ситуации, и пришла к нам в редакцию.
Как в трамвае?
– Такие случаи у нас – редкость, – ответил на наш телефонный звонок директор МУП «Ангарский трамвай» Евгений Баженов. – Кондуктор действовала согласно инструкции. То есть деньги вернуть пассажиру мы в этом случае обязаны, но сделает это не кондуктор. Он же материально ответственное лицо. К тому же на входе работает система учета пассажиропотока, и она уже учла вошедшую в салон женщину! Поэтому для возврата денег необходимо написать соответствующее заявление у нас в трамвайном управлении.
Что же это получается? Чтобы вернуть свои 16 рублей, нужно пересесть из сломанного трамвая в работающий автобус, за 20 рублей доехать до депо, а потом еще за 20 или за 16 рублей (если на трамвае) вернуться домой. Абсурд какой-то!
С нашими аргументами Евгений Павлович согласился и пообещал разработать новую инструкцию, согласно которой уплаченные деньги при поломке трамвая пассажиры смогут получать прямо в салоне.
Еще Евгений Павлович отметил, что таких проблем вообще не возникнет у владельцев проездных билетов, которые Ангарский трамвай выпустил по случаю юбилея организации. За 250 рублей можно ездить весь месяц, пересаживаясь из трамвая в трамвай, и никакие поломки не страшны.
А в автобусе?
– Наши водители деньги возвращают на месте, – уверенно ответил на тот же вопрос руководитель пресс-службы Ангарского городского союза автотранспортников Владимир Хмыльников. – Даже если пассажир проехал несколько остановок, но до своей не доехал, свои 20 рублей он получит. В таких случаях водитель отзванивается диспетчеру, сообщает, что он сошел с рейса, и возвращает деньги всем пассажирам салона.
Гораздо сложнее вернуть деньги за несовершенный проезд владельцам транспортных карт. Удобными проездными сегодня пользуется добрая половина всех пассажиров автобусов и трамваев. Если пассажир оплатил проезд электронным проездным, деньги за поездку прямо в салоне ему вернуть не смогут. Для возврата стоимости поездки ему необходимо будет написать заявление в том месте, где он получал эту транспортную карту, и приложить билет, который ему выдали в салоне. Если в неприятную ситуацию попал школьник, заявление пишут его родители.
Конечно, поломки общественного транспорта в Ангарске скорее исключение, чем сложившeeся правило, но пассажирам все равно стоит быть предусмотрительнее и на всякий случай иметь немного мелочи, хотя бы на одну дополнительную поездку.
Наталья Зарубина