Часто обращение в средства массовой информации используют как ту самую соломинку, за которую хватается утопающий. Когда договориться по-хорошему с лицами, от которых зависит решение того или иного вопроса, не получается, люди звонят журналистам и изливают душу. Вот и жильцов четвёртого подъезда дома №9 в 15 микрорайоне припекло основательно. Еще бы! Неделя без горячей воды и возможности по-человечески сходить в туалет кого хочешь доведёт до белого каления...
Началось всё еще в сентябре. Тогда в одной из квартир на первом этаже произошла авария – прорыв отводящей трубы от стояка холодного водоснабжения, который располагался в санузле. Ради ликвидации потопа хозяевам пришлось разобрать свежеуложенную во время недавнего ремонта кафельную плитку, закрывающую трубы. Протечку ликвидировали на следующий день, но Анастасию, хозяйку квартиры, смутило, что по стоякам холодного и горячего водоснабжения стекают капельки воды. Да и состояние самих труб оставляло желать лучшего.
– Грешным делом мы сначала собирались закрыть трубы обратно и забыть, но потом решили-таки довести дело до конца, – вспоминает Анастасия.
17 сентября молодая женщина написала заявление в ЖЭУ №15 (относящееся к управляющей компании «ДОСТ») о необходимости замены труб и стояка канализации, которое подписали жильцы 11 квартир.
– Заявление у нас приняли, однако начальник Виктор Викулов прямо сказал, что дело это бесперспективное: нужно убедить всех соседей, чтобы они допустили сварщиков в свои санузлы, а сделать это непросто, но он даст поручение нашему управдому Андрею Карпущенко, чтобы тот выдал необходимые предписания, – рассказала Анастасия.
Женщина еще даже не догадывалась, как на самом деле трудно заставить крутиться тугоподвижные шестеренки системы ЖКХ! До 3 октября никто ничего не предпринимал, а вода с труб стекала всё сильнее. Анастасия стала настойчиво «долбить» ЖЭК, и наконец 5 октября управдом выдал предписание для жильцов обеспечить доступ в санузлы. Но на этом дело и остановилось.
А 8 октября квартиру Насти снова затопило. Поток воды заливал пол в ванной, женщина не успевала собирать ее тряпкой – прощай, новенький ремонт! Сантехники смогли лишь полностью перекрыть горячую воду. При этом на ЖЭК и управдома не действовали ни уговоры, ни угрозы. Ничего не дали и звонки в управление по капитальному строительству, ЖКХ, транспорту и связи администрации АГО. От ангарчанки, по ее словам, там отмахивались, как от назойливого комара, посоветовав попробовать перенести срок капитального ремонта дома, чтобы отремонтировать все стояки. Но ведь это процедура небыстрая, а квартиры-то топит прямо сейчас! В итоге специалист отдела ЖКХ с большой неохотой все-таки сделала звонок в управляющую компанию, попросив разобраться в текущей ситуации.
Пришлось Насте самой бегать по квартирам (на одном стояке их по две на каждый этаж, так что всего квартир девять) и уговаривать соседей дать доступ к трубам. А это, на минуточку, убедить их разбомбить ремонт и убрать унитазы. Деяние, сопоставимое с подвигом: кто пробовал такое сделать – тот знает!
Параллельно нужно было контролировать ситуацию с «управляйкой», которая всё же приняла решение о замене стояков горячей и холодной воды.
– Сначала работы были запланированы на 12 октября, но не все жильцы успевали к этому сроку разобрать плитку, в итоге по обоюдной договоренности решили, что ЖЭУ №15 проведёт замену труб 15 и 16 октября. Я сама распечатала и развешала объявления по подъезду. Все жильцы подготовились, сняли унитазы. И поначалу дело шло неплохо – 15 октября были заменены стояки с холодной и горячей водой на 5 и 4 этажах. Однако 16 октября в подъезд никто не явился. Оказалось, наш сварщик был на больничном, поэтому трубы менял сварщик из другого ЖЭКа, который на следующий день уже не смог сюда прийти. Правда, об изменении планов нас никто не оповещал, и лишь утром 16 октября позвонила инженер ЖЭУ №15 Юлия Довыденко, сообщившая: «На сегодня сварщика нет, работы проводить будем только завтра… Наш сварщик еще болеет». Что за отношение?! Люди ведь отпросились с работы, ждут сантехника, а тут такой облом! – возмущается Анастасия.
И снова Настя села на телефон. Звонила в «ДОСТ» – неужели на целую управляющую компанию всего один сварщик? Обратилась в Государственную инспекцию жилищного надзора по Иркутской области, администрацию АГО – никому не было дела до проблем одного подъезда. Только после обещания обратиться в СМИ лёд тронулся. К обеду 16 октября сварщика нашли. На объект он прибыл около двух часов дня, срезал трубы и горячего, и холодного водоснабжения с третьего по первый этаж и успел поставить один стояк холодной воды, «наживив» трубы между собой. Когда рабочий день подошел к концу, мужчина стал сматывать шланги, всем своим видом показывая, что пора домой. Конечно, у него-то в квартире с водоснабжением явно все в порядке. А то, что здесь люди остаются вообще без воды с отодвинутыми в сторону унитазами, его не волновало.
Жильцы возмутились: они и так намучились, ведь, напомним, горячей воды у них не было с 9 октября! А тут еще и холодной воды лишают?! Снова звонки во все инстанции и скандал в ЖЭКе.
– Мы разговаривали с начальником, инженером и управдомом, которые в голос заявляли одно и то же: «Это конец рабочего дня… А что вы хотели… Неужели вы не потерпите без воды и туалета до завтра? Ну и что, что у вас унитазы сняты?» И так далее. Пока наконец Викулов не снизошел до наших просьб и не отправил сварщика доделывать работу. Ушел тот от нас только в полдесятого вечера, дав все-таки хотя бы холодную воду, – продолжает разговор о злоключениях жильцов подъезда Анастасия.
17 октября мы побывали у нее дома. Женщина, вымотанная борьбой с системой ЖКХ, когда с утра сварщик снова не пришел, пригласила-таки журналистов. К середине рабочего дня работы в доме даже не начинались.
– Мой муж каждый день утром убирает унитаз, чтобы сварщики могли начать работу, а вечером ставит его на место, чтобы мы могли нормально сходить в туалет. Днем приходится терпеть. А как быть тем жильцам, которые не могут производить ежедневно эти манипуляции? Нам пришлось помогать соседке с третьего этажа убирать унитаз. Кто имеет возможность несколько дней подряд отпрашиваться с работы, чтобы дожидаться того счастливого момента, когда придет сварщик? – задавала вопросы Настя.
Ее поддержала соседка со второго этажа Татьяна. У нее снятый унитаз красовался посреди коридора, а через продолбленное ради смены труб перекрытие она спокойно общалась с соседкой сбоку и жильцами сверху и снизу.
– В ЖЭКе мне говорят: войдите в наше положение – у нас сварщик болеет! А когда я после смерти мужа несколько лет болела, перенесла шесть операций и вся моя пенсия уходила на лекарства, в мое положение кто-нибудь вошел? За долг по квартплате только пени насчитали на 100 тысяч, сейчас приставы половину моей пенсии удерживают – живу на 5 тысяч в месяц! А мне ведь теперь еще ремонт в санузле делать, дыры заделывать! – негодовала пожилая женщина.
В свою очередь мы тоже позвонили Виктору Викулову, начальнику ЖЭУ-15, и попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию.
– Вчера, 16 октября, действительно возникла ситуация, когда сварщик отрезал обе трубы и до позднего вечера монтировал новые. 18 октября на работу с больничного выйдет наш сварщик и всё закончит. Проблем с демонтажом унитазов вообще не вижу – всего-то отсоединить манжету да открутить два болта! – ответил нам Виктор Дмитриевич.
Что ж, для мужчины, работающего в сфере ЖКХ, в этом, наверное, действительно нет ничего сложного. Но как быть, к примеру, одинокой пожилой женщине, которая это санфаянсовое изделие даже поднять не сможет? В этом ответе сосредоточено отношение системы ЖКХ к жильцам, которые управляющим компаниям, между прочим, деньги платят.
•••
Чем же сердце успокоилось? Мы созвонились с Анастасией, она рассказала нашей газете, что работы по демонтажу старых труб и монтажу новых, слава богу, завершились в пятницу, 19 октября. Правда, канализацию в подъезде менять так и не стали. Чего уж говорить о многолетней проблеме с прохудившейся кровлей, из-за которой во время снега и дождя заливает две квартиры! Это, как говорится, совсем другая история…