«Здравствуйте! Со стороны улицы Гражданской, напротив дома №3, прямо на старом кладбище расширяют автогаражи. Работает техника – грейдер разровнял уже площадку. Мне кажется, это незаконно. Пожалуйста, проверьте!»
С уважением Фёдор Фёдорович
Как следует из ответа администрации АГО, «согласно сведениям, размещенным в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности АГО, разрешительная документация о проведении строительных работ на данном участке отсутствует». Вроде как выходит, что будущий хозяин строительства работает там без спроса. Но при этом в публичной кадастровой карте, с которой каждый может ознакомиться в Интернете, этот участок значится как объект придорожного сервиса и поставлен на кадастровый учет в феврале 2017 года – то есть строительство гаражей там запланировано в любом случае и было делом времени.
Вообще, медленно, но верно старое городское кладбище обрастает гаражами, за бетонными стенами которых скрываются неухоженные могилки с покосившимися оградками и памятниками. На многих из них уже не видно дат и лиц. А многие захоронения можно определить лишь по овальным холмикам, заваленным листвой, тут же кучи мусора и пластиковых бутылок. Стоит отойти чуть подальше от чисто символического забора (красивый, бетонный, выкрашенный зеленой краской, он только на виду, вдоль Ленинградского проспекта), как незваных гостей предупреждающим лаем встречает стая бездомных собак. Страшно. И грустно.
А ведь история создания этого кладбища поистине трагическая. Краеведы вспоминают: «23 февраля 1953 года, в 11.25, на ТЭЦ-1 произошла крупнейшая авария, равной которой тогда не было в Союзе. Станция работала на высоких параметрах, под нагрузкой – две турбины и два котла. Из-за неисправности по электрической части на котле остановились дымососы. Котел потух, но угольная пыль подавалась в топку при большой температуре. Электрическую схему стали восстанавливать, включили дымососы. Произошел взрыв в топке, сорвалось потолочное перекрытие котла. Воздушной волной сотрясло трубопроводы и оборудование, на которых находился толстый слой угольной пыли. Она повисла в воздухе в помещении котельного цеха так плотно, что стало едва заметно горение электролампочек. И вся эта масса взорвалась, как порох. Воздушной волной разрушило главный фасад здания. Временные торцы котельного и машинного залов выбило. А температура на улице в то время – 35-40 градусов мороза. Рабочий день, на монтаже котлов №3, 4 работали строители, монтажники, вместе с ними около ста с лишним заключенных. Отопления в жилых домах, садиках, больницах не стало. На станции ввели казарменный режим дня, спасали пострадавших, освобождали людей из-под развалин. От высокой температуры на человеке горело все, кроме шерстяной одежды и шелка. В тяжелейших условиях шли работы по спасению станции от размораживания. Людей развозили по больницам города, не разбирая – гражданский или заключенный. Производилось массовое захоронение монтажников, строителей, эксплуатационников далеко от города в березовой роще. ТЭЦ-1 тогда открыла новое кладбище в городе, что в 12 микрорайоне».
И все эти люди теперь покоятся здесь, под слоем мусора! Тут же находится могила Ольги Потаповой, Героя Социалистического Труда, чьим именем названа улица в городе. Только благодаря инициативной группе, которая вложила личные средства, несколько лет назад захоронение было облагорожено. А как насчет остальных? Они ведь тоже трудились на благо и процветание Ангарска. Власти города даже памятник первостроителям поставили, а по факту могилы их позабыты и позаброшены.
Изучая ту же кадастровую карту, мы увидели, что еще один участок рядом с этим отведен в июле 2014 года под строительство часовни. Но она, в отличие от гаражей, дохода не приносит, поэтому вряд ли когда-то будет построена... Говорят, что мертвые сраму не имут. А живые?