«Фарфоровая рапсодия» – под таким мелодичным названием открылась 3 ноября выставка хайтинского фарфора XIX-XX вв. в Музее часов МБУК «Городской музей». Уникальная коллекция предоставлена Иркутским художественным музеем им. Сукачева – именно там хранится наиболее полная коллекция хайтинского фарфора.
Фарфор является одним из прекраснейших изобретений человечества. Слово «фарфор» персидского происхождения и означает на языке фарси «императорский». Родина фарфора – Китай. Искусство китайцев в изготовлении фарфора столетия оставалось совершенно неизвестным для западных стран, секреты его изготовления охранялись государством. В XV веке китайский фарфор появился в Европе и произвел на европейцев ошеломляющее впечатление. Фарфоровые изделия ценились на вес золота. Лишь в 1709 году секрет изготовления фарфора после многочисленных опытов был разгадан в Саксонии немецким алхимиком Иоганном Фридрихом Бетгером.
В России первые изделия из фарфора начала выпускать «Порцелинная Ея Императорского Величества мануфактура, что при Санкт-Петербурге на кирпичных заводах» в середине XVIII века. «Отцом русского фарфора» стал изобретатель, химик Дмитрий Виноградов.
История изготовления фарфоровых изделий на Иркутской земле имеет давнюю историю. Когда-то в 20 верстах от Лиственничного мыса на берегу Ангары (в районе 47 км Байкальского тракта, ныне это место находится под водой Иркутского водохранилища) располагалась фаянсовая фабрика. Основателем фабрики и завода был Эрик Лаксман. Его жена, унаследовав фабрику после смерти мужа, продала ее купцу Якову Солдатову. Уже в 1820-х годах на Тальцинской фабрике на шести станках производили всю домашнюю посуду того времени в количестве, удовлетворяющем спрос в Иркутске, Якутске и даже в Русской Америке.
Позднее фабрику Солдатова купил купец Сыропятов и стал производить фарфор. Первые изделия из сибирского фарфора появились в 60-х годах XIX в. Сырье – белую глину с горы Голубичной – доставляли Сыропятову крестьяне Филипп и Данила Переваловы из деревни Узкий Луг. Дела Сыропятова шли плохо, и он не мог рассчитаться с братьями полностью. В конце концов за долги Сыропятов решил отдать фабрику. Переваловы согласились и решили наладить производство фарфора, но подошли к делу несколько по-иному. Фабрику перевезли поближе к сырью и приглядели для этого место при впадении небольшой, но чистой речки Хайтинки в реку Белую, несколько выше деревни Узкий Луг. Этим они сразу решили проблему сырья, топлива и воды. Первое время на фабрике работали каторжане. Позднее фабрика была переоборудована, были установлены новые паровые машины, японские горны для обжига, приглашены квалифицированные рабочие из европейской России. Лишь после этого завод начал выпускать высококачественную, отличающуюся необыкновенной белизной, чистотой, тонкостью черепка посуду. Выпускалась и более дешевая посуда для повседневных нужд.
Обороты фабрики росли, ее знали по всей Сибири и на Дальнем Востоке. Сыну Данилы Перевалова, Ивану Даниловичу, достается наследство с оборотом в сотни тысяч рублей. Чтобы еще крепче привязать рабочих к фабрике, Иван Перевалов вводит свои деньги – фарфоровые жетоны (они также представлены на выставке). Деньги Перевалова имели хождение только на его фабрике и в его лавках. Выплачивая зарплату рабочим жетонами с надписью «Фабрика И.Д. Перевалова» разных цветов (синий – две копейки, зеленый – три, красный – пять копеек), хозяин фабрики обходил закон, запрещающий частные деньги, и вынуждал рабочих покупать продукцию только в своих лавках. В практике России это был единственный случай применения фарфоровых денег. На фабрике изготавливали не только посуду и предметы обихода, но и фарфоровые яйца с росписями, лампадки и фарфоровые художественные вставки для окладов икон и церковных книг. Выпускалось много светских вещей: чернильные приборы, подсвечники, папиросницы, спичечницы, пепельницы, перовницы, курительные трубки, шкатулочки, коробочки для мелочей, декоративные настенные блюда, напольные вазы, скульптуры. Кроме повседневного и непосредственного служения людям переваловские изделия выполняли еще одну миссию – они учили видеть прекрасное.
23 августа 1907 года на купца Перевалова было совершено нападение, в результате которого он скончался. Хайтинскую фабрику купил черемховский купец Щелкунов.
Еще при жизни Ивана Перевалова на фабрике стали создавать музей. К 1917 году в нем насчитывалось уже более одиннадцати тысяч экспонатов. К сожалению, не все они дошли до нас. В первые годы после революции уникальные изделия зачастую ящиками вывозились представителями советской власти в неизвестном направлении.
В 1920 году фабрику Перевалова национализировали, а в 1923 году было принято решение о коренной ее реконструкции. Теперь на изделиях фабрики стояло клеймо «Сибфарфор». С 1938 года наступило время выпуска технического и электрофарфора для нужд области. Марка «Сибфарфор» становится визитной карточкой Восточной Сибири – от Перми до Владивостока, в Монголии и Китае. В годы Великой Отечественной войны и до 1954 года название фабрики сменилось на Хайтинский абразивный завод. Фабрика перешла на продукцию для фронта. С 1954 года Хайтинский абразивный завод переименовали в Хайтинский фарфоровый завод. Все эти годы музей при заводе продолжал существовать, а после закрытия завода, в начале 2000-х, экспозиция была полностью передана Иркутскому художественному музею им. Сукачева (около 3500 экспонатов), благодаря чему и сохранилась.
Музей часов благодарит сотрудников Иркутского художественного музея им. Сукачева за возможность показать уникальную выставку жителям нашего города. Выставка будет работать в выставочном зале Музея часов (ул. К. Маркса, 31) до 1 декабря 2018 года.
Наталья Сметнева,
зав. экспозиционным отделом Музея часов МБУК «Городской музей» (материалы предоставлены Иркутским художественным музеем им. Сукачева)