На открытии этой выставки не было ни одного представителя городской администрации. Оно и понятно – при жизни Анатолий Осауленко не был лизоблюдом ни одной власти. Мог, невзирая на чины и звания, сказать в лицо чиновнику всё, что думает. Зато здесь было очень много тех, кто хорошо знал его при жизни, был дружен с мастером-вольнодумцем и ценил его творчество. И был сам Анатолий Кузьмич, ушедший из жизни полтора года назад, но оставшийся в своих скульптурах и явившийся вновь перед ангарчанами на полотне своей дочери – замечательного художника Марины Соколовой.
Эта экспозиция, открывшаяся 13 ноября в Художественном центре, так и называется – «Отец и дочь». Скульптор-монументалист Анатолий Кузьмич был мудрым и чутким отцом, а теперь его умная и талантливая дочь стала хранителем памяти о человеке-глыбе Осауленко.
«На этой выставке представлено только 9 скульптурных миниатюр папы: Вампилов, Чернышевский, «Письма из России. Волконские», «Крылатая Ника», «Набат» и другие, – сказала на открытии Марина Анатольевна. – Это малая часть того, что сейчас находится у нас на хранении. К сожалению, в администрации отказались содействовать нам в организации музея работ Анатолия Осауленко. Но мы решили не отступать от этой идеи и попробовать сделать это силами и средствами своей семьи. Папа всю свою жизнь и творчество посвятил Ангарску. Было бы неправильно оставлять ангарчан без его работ. Он и сам много раз говорил, что его заботит судьба миниатюр и выполненных в гипсе проектов будущих скульптур. Каждая такая работа – произведение искусства. Они должны занимать достойное место на стенде музея, а не пылиться в углах складского помещения».
На выставке можно увидеть 20 живописных работ самой Марины Соколовой. Эмоциональные портреты и восхитительные цветочные натюрморты её кисти давно заслуживают персональной выставки. Но в этот раз главной картиной художественной экспозиции стал портрет отца.
«Я начала работать над этим полотном еще при жизни папы, – рассказывает она. – Набрала много фотографий, хотела просить папу позировать мне. Но долго не могла определиться с композицией. Ни одна из фотографий не казалась мне подходящей для сюжета. Всё было не то и не так. Как-то банально, что ли, однотипно. И на фотографиях он больше улыбался, а в жизни наоборот – чаще был серьезным, сосредоточенным на своих мыслях. Таким я и хотела его написать».
Эту работу Марины Соколовой я видела еще не законченную. Марина Анатольевна попросила не публиковать ее в газете – у художников показ незавершенной картины считается плохой приметой. Но помню, что и тогда, в мастерской, и сейчас, на выставке, меня поразили две вещи – удивительное сходство с оригиналом (черты лица, выражение, взгляд схвачен очень точно!) и поза скульптора. Анатолий Кузьмич стоит, опершись на палку, отвернувшись от своей деревянной скульптуры. И вот этот поворот тела, взгляд в себя лишает портрет манерности, позерства. Эффект присутствия Осауленко цепляет, корябает по живым воспоминаниям о нем. Очень сильная работа. Мне кажется, что Анатолий Кузьмич оценил бы ее по достоинству. Не знаю, есть ли на свете скульптор, который смог бы вылепить его. Но художник, способный передать в портрете его силу, характер и талант, существует. И Осауленко сам дал жизнь этому мастеру.
Выставка картин и скульптурных миниатюр «Отец и дочь» будет работать в Художественном центре до 11 декабря. Приглашаем ангарчан на встречу с творчеством Анатолия Осауленко и Марины Соколовой!