С 1 декабря ангарчане начнут пользоваться автобусами городских маршрутов по тарифу, экономически обоснованному отделом цен ещё в апреле 2016 года, – 25 рублей. Собственно, тариф в 28,5 рубля был определен два с половиной года назад.
Но ангарские автотранспортные предприятия сохраняли стоимость проезда для своих пассажиров на отметке в 20 рублей. Вряд ли можно назвать другую услугу, цена которой не выросла с весны2016 года. Подорожало и всё, что касается экономики общественного транспорта (см. Таблицу роста цен).
К списку затрат необходимо добавить оплату труда тех, без кого ни один автобус не выйдет на маршрут: водители, медики, электрики, авторемонтники, мойщики, диспетчеры.
– Кроме того, как на всех других предприятиях, обязательные расходы на страхование транспорта и пассажиров, отчисления в пенсионный и медицинский фонды, – добавляет директор ОАО «Заказ» Олег Ершов. – Плюс платежи по кредитам – сегодня только кредитование позволило нам закупить новые автобусы, топливо и запчасти, чтобы транспорт не встал. А заемные средства нужно вернуть, да ещё с процентами. Причем к моменту погашения кредита в таких экономических условиях автобусы уже выработают свой ресурс.И в такой непростой ситуации мы смогли почти три года сдерживать тариф на отметке 20 рублей, хотя ещё весной 2016 года для Ангарска был установлен тариф в 28,5 рубля.
Но сейчас самое страшное – в период с сентября по сегодняшний день стоимость литра топлива подскочила на 13 рублей. За смену один автобус расходует 80 литров топлива. Теперь одна заправка стала дороже сразу на 1040 рублей. Умножаем на 30 календарных дней – вот и получается, что только подорожание топлива сразу «съело» всю зарплату водителя.
Сегодня экономическая реальность в транспортной сфере страны такова, что во многих городах стоимость проезда давно перешагнула рубеж в 25 рублей. И это не предел.
Глава комитета по транспорту города Казани Айдар Абдулхаков:
– В ближайшее время нам придётся решать: либо повысить стоимость проезда вдвое, до 49 рублей, либо ежегодно на 4,5 миллиарда рублей дотировать городской транспорт из бюджета. Иначе автобусы просто встанут. Рентабельности нет. Транспортные предприятия тратят всё, что зарабатывают.
Председатель Омской региональной энергетической комиссии Владимир Тараненко:
– Перевозчики предлагали тариф в 46 рублей. Но по нашим расчётам допустимый тариф – 38 рублей за поездку. Это оптимальная цифра, которая позволит предприятиям стабильно работать.
Председатель правления Красноярской ассоциации пассажирского транспорта Михаил Омышев:
– Из двух зол придётся выбирать меньшее. Или убрать часть маршрутов и платить за проезд по 30 рублей, или оставить всё как есть, но платить уже по 40!
Иркутская область не исключение из общей экономической картины.
Из выступления Светланы Гущенко на встрече руководителей областных профсоюзных организаций с губернатором Сергеем Левченко:
– Размеры тарифов, установленные местными органами власти, не соответствуют реальным затратам на перевозку пассажиров в общественном транспорте. Поэтому убыточность на предприятиях общественного транспорта не снижается, а только возрастает. Действующие тарифы на перевозку пассажиров ставят пассажирские предприятия на грань выживания и приводят к их банкротству.
Можно добавить: сегодня нет возможности дать водителю зарплату, которая соответствует данным Росстата по транспортной отрасли. В итоге городские автобусы просто могут остаться без водителей.
Отдельно взятый тариф на любую услугу нельзя «заморозить». Общественный транспорт встроен в общую экономическую цепочку страны. Потому изменение одних составляющих неизбежно влечёт за собой перемены в других звеньях. От этой закономерности не спрячешься за громкими лозунгами и обещаниями.
– Самая большая статья расходов – топливо, – поясняет Алексей Кокин, директорООО «ГорАвто». – Сдержать рост стоимости проезда может только тот, кто убедит продавцов топлива не поднимать стоимость солярки, убедит производителей запчастей не увеличивать цены, убедит водителей автобусов выполнять свой тяжелый труд за меньшую зарплату. К сожалению, у ангарских транспортных предприятий такого ресурса нет. Скажите, как можно уговорить госпожу экономику сохранить прежний тариф, если в2016 году литр топлива стоил26 рублей, а сейчас – под60 рублей?! То есть сегодня основная статья затрат выросла больше, чем на 100%, а тариф остался на уровне, утверждённом ещё в 2016 году.
На вопрос «Стоит ли ожидать в ближайшее время дальнейшего повышения стоимости проезда?» Николай Полежаев, директор ООО «Авто38», ответил:
– Сегодня для Ангарска экономически обоснованный тариф составляет почти 40 рублей. Хотя в городах-миллионниках уже перешагнули и этот рубеж. Тариф в 25 рублей сегодня позволяет нам сохранять пассажирский транспорт, работая «в ноль». То есть накапливать средства для обновления транспортного парка при такой стоимости проезда уже невозможно. Наша задача – удерживать пассажирский тариф на уровне рентабельности транспортной отрасли, которая сегодня обеспечивает работой тысячи ангарчан.
Прогноз на ближайшее время
Надежда Грошева, декан САФ ИГУ, доктор экономических наук:
– Аналитики сходятся во мнении: цены на бензин вырастут в ноябре-декабре. Иркутская область не исключение. Это связано с ожиданием увеличения в новом году акцизов и роста НДС. Чтобы будет с ценами в 2019 году, сказать сложно.
Стоимость проезда в городских автобусах
Москва – 56 руб.
Санкт-Петербург – 45 руб.
Омск – 38 руб.
Самара – 30 руб.
Хабаровск – 30 руб.
Нижний Новгород – 28 руб.
Екатеринбург – 28 руб.
Чита – 28 руб.
Бодайбо – 27 руб.
Комсомольск-на-Амуре – 28 руб.
Краснодар – 26 руб.
Тюмень – 25 руб.
Ангарск – 25 руб.
Владимир Хмыльников