Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Начиналось все в апреле 1953 года, когда развернулись масштабные работы по строительству инфраструктуры. В июле стали укладывать трамвайные пути и устанавливать опоры, 10 августа на китойскую базу прибыли первые четыре трамвайных вагона МТВ-82 производства Рижского вагоностроительного завода.
10 сентября 1953 года отдел кадров конторы железнодорожного транспорта Комбината-16 набрал первую группу на курсы водителей трамвая в количестве 18 человек. Среди них была и Александра Рыжова, тогда еще Матюхина.
– Жили мы в Сумской области на Украине. Я только-только окончила восьмилетку и думала, куда поступать. А тут приехал муж двоюродной сестры и стал рассказывать про Ангарск. С ним я и уехала в город, который стал мне родным. Хотела поступить в медучилище, представляла себя в белом халатике, а пришла на курсы вагоновожатых. Подружкам моим здесь не понравилось – зарплата небольшая, на комбинате больше платят. А я уже не могла себе представить жизнь без стука колес. Так и проработала здесь до 2006 года! Кем только ни была: водителем, кондуктором, путейщицей, контролером, ревизором, диспетчером, слесарем. Между делом вырастила пятерых детей, урывая для них минутки. Но даже когда собралась уходить, меня уговаривали остаться – работать было некому, – вспоминает Александра Ивановна.
Сейчас пенсионерке 84 года, болячки одолевают – даже не смогла пойти на юбилей «Ангарского трамвая», который праздновали в ДК «Энергетик». Но женщина прекрасно помнит тот день, когда на линию вышел первый трамвай – 27 ноября 1953 года, ровно в 11 часов утра, от остановки тогда еще кинотеатра «Победа» отошел первый вагон под управлением Бориса Спивака. Ездил он до пяти часов вечера – вагоновожатые осваивали семикилометровый маршрут от ФЗО до управления Комбината-16. А потом перешли на работу в три смены – с шести утра до часу ночи.
В годы расцвета трамвайный парк насчитывал больше 130 вагонов, из них 110 выходило на линию. К началу
90-х было проложено 100 километров пути. К сожалению, в начале второго тысячелетия часть из них была разобрана. Сейчас осталось примерно 80 километров. Исчезли и несколько популярных маршрутов. Кто сейчас вспомнит, куда ходила «девятка» и трамваи №12 и №11?
Неприятный подарок к юбилею преподнесла налоговая инспекция, подав в арбитражный суд заявление о взыскании с МУП «Ангарский трамвай» 22 миллионов рублей задолженности. Что будет с самым экологичным транспортом города, мы спросили у Евгения Баженова, директора МУП «Ангарский трамвай».
– Мы уже все долги по налогам выплатили, спасибо городской администрации, которая оказала помощь. В судебном слушании, запланированном на 28 ноября, предъявим квитанции и, думаю, дело будет закрыто.
– Но Ангарскому трамваю нужно учиться как-то зарабатывать на свое существование, а вы, наоборот, перед юбилеем проводили акцию с продажей проездных по 250 рублей вместо 800. Она себя оправдала?
– Выручка не упала, наоборот, добавились дополнительные пассажиры. С 1 декабря в связи с повышением платы за проезд на автобусе мы ожидаем еще увеличения пассажиропотока, ведь цену проезда на трамвае мы пока менять не собираемся. Разница почти в 10 рублей для многих существенна.
– Но, учитывая количество трамваев на линии и время их ожидания, не последует ли и увеличение жалоб?
– Сейчас на линию у нас выходит 19 трамваев, но мы готовы в случае необходимости выставить на линию 28 вагонов – ангарчане не должны мерзнуть на остановках. Чтобы их подготовить, использовали внутренние резервы, закупали новые детали. Например, на 1 миллион 900 тысяч рублей купили 64 бандажа (по-простому – колеса для трамваев). Ими мы смогли оборудовать восемь вагонов. В последний раз их покупали в 2011 году. Снова принимаем на работу кондукторов – оплата за проезд водителю сильно задерживала вагон на каждой остановке, они выбивались из расписания. Кстати, сейчас его можно посмотреть в программе Go2bus, скачав ее себе на телефон.
– Много было жалоб на то, что закрыли кольцо в 17 микрорайоне. Что вам это дало?
– Вы заметили, что теперь нет вагонов с надписью «депо»? Пересменок у нас проходит на диспетчерском пункте в 205 квартале. Оттуда трамваи идут уже по новому маршруту, а не пустым рейсом в сторону автостанции. Также мы учитываем вектор развития города – новый центр города находится в районе стадиона «Ермак». И если раньше жителям микрорайонов приходилось добираться туда с пересадками либо на автобусе, то сейчас можно ехать напрямую на трамвае.
– Какие планы на будущее?
– Прорабатываем вопрос уменьшения стоимости проезда в трамвае для пенсионеров, не имеющих льгот, до 11 рублей по транспортной карте. Также планируем продолжить акцию с льготными проездными по 250 рублей.
• • •
Что ж, как большинству нынешних пенсионеров, предприятию приходится нелегко – финансов постоянно не хватает, долги жмут со всех сторон. Но всё равно каждое раннее утро слышится перестук колес по рельсам – жизнь продолжается!
Кстати
За годы работы Ангарского трамвая не обошлось и без казусов. В январе 2012 года на перекрестке Чайковского и Карла Маркса умудрились столкнуться два трамвая: один водитель, видимо, замечтался за рулем и так увлекся разгоном, что не заметил поворачивающего коллегу. В итоге на всей скорости один трамвай врезался в другой. В это утро было мало пассажиров, так что никто не пострадал. Другое ДТП произошло в июне 2016 года, тогда трамвай под управлением пьяного водителя не смог затормозить и протаранил стоящий на остановке вагон. Нескольким пассажирам потребовалась медицинская помощь.
А 6 июня 2012 года в трамвай попала молния. ЧП случилось после того, как пассажиры покинули транспортное средство. К счастью, за минуту до происшествия из него вышла и вагоновожатая. Удар молнии сопровождался громким взрывом. Вспыхнувший огонь охватил кабину. Пожарные потушили его через полчаса, однако трамвай восстановлению уже не подлежал.