Рубрика
Ангарск и Ангарчане
«Я очень люблю своего шестилетнего внука Максимку. Однако категорически не согласна с невесткой и сыном, которые покупают ему новомодные игрушки – вампиров, фантастических животных, страшных киборгов. У внука все шкафы забиты этой нечистью, которая вызывает один негатив! – возмущается пенсионерка Ирина Степановна. – Родители Максима со мной не согласны. К примеру, они говорят мне, что все персонажи из серии «Корпорация монстров» только выглядят пугающе, а на самом деле они милые, вполне положительные герои. Неужели они не замечают, что, играя с разными киборгами, мальчик становится раздражительным и порой даже агрессивным? Хотелось бы узнать мнение специалиста по этому поводу».
О том, влияют ли игрушки на характер детей, рассказывает психолог отделения детской психиатрии ОГБУЗ «Ангарская областная психиатрическая больница» Татьяна Бичевина.
Запрещать или разрешать?
Все дети любят играть, поэтому игрушки становятся неотъемлемой частью их жизни. При современном игрушечном изобилии для некоторых семей проблема приоритетов в выборе игрушек детьми становится всё более актуальной.
Бабушка Максима Ирина Степановна не одинока в своих переживаниях. Всем взрослым хочется, чтобы детские игры служили благородным воспитательным целям, а не настраивали на плохое. Поэтому, когда дети, используя в игре разных страшилок, ведут себя агрессивно, взрослые обеспокоены: не перейдёт ли агрессия внука (внучки) в реальную жизнь? Не будет ли потом он (она) кулаками отстаивать свою правду?
Озадачившись этими вопросами, некоторые родители, бабушки и дедушки стараются запретить ребенку проявлять негативные чувства в игре. Между тем определённая доля агрессивности – естественная составляющая психической жизни каждого человека, и дети не исключение. Ведь невозможно постоянно ощущать только положительные эмоции!
Мы бываем огорчены или испытываем радость, что-то нас устраивает, что-то раздражает, мы принимаем или отвергаем окружающее. Взрослея, человек проживает разные эмоциональные состояния, выражая их каждый по-своему. Для детей же именно игра является важным видом деятельности, поэтому в игре они проживают важные для себя эмоциональные состояния, выражают их «вовне».
Поговори со мною…
Если малыш «застревает» в негативно окрашенном состоянии души, то хорошо, чтобы взрослый понимал, что это внешнее проявление внутреннего дискомфорта, с которым нужно разбираться.
Начинать лучше с подключения взрослого к игре. Можно взять другую игрушку и совершенно ненавязчиво развернуть сюжет в положительную сторону. А когда игра закончена, лучше будет спросить своего ребёнка: чем же ему так нравится игрушка-страшилка? Хочет ли он ещё с ней играть и почему? Что он думает о переживаниях персонажей, на которых нападал монстр-страшила? И что бы переживал он, если бы оказался на месте жертвы?
Обычно дети в возрасте старше четырех лет уже могут, пусть и не развернуто, но отвечать на подобные вопросы, а значит, они учатся понимать свои состояния. Важно, чтобы взрослые находили время для диалогов, внимательно слушали ребёнка и ненавязчиво настраивали его на позитив.
Это планомерная ежедневная работа, требующая от близких малыша немалых усилий. То, что взрослым кажется простым и очевидным, для ребёнка происходит впервые. Взрослые на то и взрослые, чтобы понимать про детей больше, чем они понимают про себя сами.
Агрессия и эмоции
Ваш дошкольник стал вести себя очень эмоционально после игр. Почему?
Здесь очень важно знать, что любая эмоция энергетически заряжена, и, чтобы получить от детей желаемое поведение, родителям нужно помочь справляться малышам со всеми этими энергиями приемлемыми способами. Ведь не сами же игрушки делают поведение детей устойчиво агрессивным, а внутреннее состояние маленького человека.
Многолетние наблюдения за играми детей в детском саду показали, что сами дети не привносят в игры и игрушки мрачную агрессивность и негатив, которые зачастую приписывают им взрослые. Детворе может быть интересна необычность и оригинальность внешнего оформления игрушек, только поэтому у них появляется возможность расширить репертуар игровых действий.
К примеру, занимаясь с агрессивно оформленными игрушками, малыши зачастую преследуют те же самые цели, что и в игре с другими персонажами, они стараются сделать своих героев сильными, победителями и защитниками.
Выясняется, что в игрушках, героях и антигероях детей привлекает по сути одно и то же: сила, ловкость, бесстрашие и т.д. При этом каждый ребёнок в игре обозначает себя, свои личные установки, отношение к себе и другим людям, воспитанные в первую очередь семьёй.
В руках доброжелательных и позитивных детей даже монстры неагрессивны. Потому что на продолжительное проживание негатива у таких детей нет ресурса – быть злыми им просто неинтересно!
Но случаются и противоположные ситуации, когда даже положительные персонажи становятся агрессивными в руках детей, постоянно недовольных чем-то.
Ребёнок – зеркало семьи
Наш мир во многом противоречив: «хорошо – плохо», «принимаю – отвергаю», «агрессия – мягкость». И как бы ни хотели родители видеть своего ребёнка прилежным, только в положительном проявлении самовыражения, им всё равно придётся сталкиваться с оборотной стороной его переживаний.
Что касается Ирины Степановны, то ей можно порекомендовать обратить внимание не на сам факт того, что ее внук играет со страшилками, а на качество игры, понаблюдать со стороны, как он это делает. Действительно ли Максим долго и по-настоящему злится либо он просто выплескивает негативные эмоции и не переносит их на окружающих?
Нельзя забывать, что в дошкольном возрасте все дети только начинают осваивать разные варианты собственного поведения, и здесь, безусловно, роль взрослых имеет очень важное, можно даже сказать, решающее значение.
Дети любят играть, во многом через игру они познают окружающий мир. Если ребёнок делает это преимущественно агрессивно, то стоит задуматься: игрушки ли виноваты в этом или всё же ваше воспитание провоцирует его на подобное поведение?
Внешнее поведение ребёнка – это отражение качества жизни, которую организовали ему в семье взрослые.
Записала Светлана Данчинова