…Я закрыла глаза и специально крепко зажмурилась, чтобы эксперимент был «чистым» и луч света не освещал полотно перед мной. Первое, чего коснулись мои пальцы, была рама. Она оказалась самая обыкновенная, деревянная, шершавая и теплая на ощупь. Сама картина была гладкой – всё ее пространство покрывала прозрачная пластиковая накладка. Потом руки нащупали выпуклость – это было лицо девочки! Ниже угадывались очертания плеч, руки, сжимающие рыболовную сеть...
Я ругала себя за то, что перед этим хорошо рассмотрела картину Репина и нарушила условия своего тактильного опыта. Иначе с закрытыми глазами ни за что бы не догадалась, что героиня держит сеть. Да и вообще, вряд ли смогла бы назвать элементы одежды юной рыбачки, угадала бы поворот опущенной головы, поняла бы художественный замысел автора. Да, до этой презентации картин для слепых и слабовидящих людей из коллекции Иркутского художественного музея мне была известна эта работа Репина, написанная им в 1874 году в небольшом французском городке Вёль. Однако специальную репродукцию этой картины для слепых людей я видела и трогала впервые…
«Нищая. Девочка-рыбачка» является сокровищем иркутского музея. По воспоминаниям Владимира Сукачева, она была куплена его отцом, который побывал в мастерской Репина в 1880-е годы. Из той поездки он и привез «Девочку-рыбачку». О том, что картина находится в Иркутске, долгие годы никто не знал. Как рассказывал когда-то директор Иркутского музея искусств с 1948 по 1978 год Алексей Фатьянов, еще до войны этой работой заинтересовался известный в то время историк-искусствовед Грабарь. Он привез ее для показа в Москву, где была предпринята попытка оставить картину в Третьяковской галерее. Взамен москвичи предлагали Иркутску портрет Толстого, выполненный Репиным, а также два этюда Сурикова. После долгих переговоров Фатьянов дошел до заместителя министра культуры СССР с просьбой о помощи возвратить шедевр в Иркутский музей. И только после вмешательства высокопоставленного чиновника картина вернулась в Сибирь.
Чем она интересна с художественной точки зрения? Сам Репин рассказывал в своих письмах о натурщице, которую встретил во французской провинции и которая ему напоминала русскую девочку, что «рыбачка плохо стоит и очень глупа». Но выписал он ее с большой любовью. Растрепанная белокурая головка, синие глаза с золотыми ресницами, худые, грубые от работы руки, бедная одежда – девочка живет в атмосфере светлого летнего дня, который прекрасен, несмотря на окружающие её трудности бытия. В этом портрете проявились личные качества самого автора – он выступает психологом человеческой души, тонко подмечающим характеры и настроение людей. Поэтому именно это полотно кисти Репина несколько лет назад было выбрано для создания адаптивной копии. Она стала первой тактильной картиной в нашем регионе. И создание её стало возможным благодаря пожертвованиям, собранным на платформе «Бумстартер». Рельефная «Нищая. Девочка-рыбачка» была изготовлена в Торжке на предприятии, которое специализируется на подобных работах.
«Процесс занял несколько месяцев, но результат того стоил, – уверена Наталья Гончаренко, куратор проекта, заместитель директора Художественного музея. – Тактильная копия позволяет распознать не только черты лица героини этого произведения, но и элементы одежды, детали пейзажа. На раме есть надпись, выполненная шрифтом Брайля».
Кроме этого полотна в минувшую пятницу в выставочном зале Ангарского городского музея впервые была представлена еще одна тактильная картина – «Портрет императрицы Марии Федоровны» художника Константина Маковского. Эта копия выполнена в иной технике – принцип создания основан на многослойности и разнице фактур выпуклых деталей. На ощупь можно отличить ткань фаты и наряда супруги Александра III, понять, где находятся драгоценные камни в роскошном сапфировом ожерелье, а где выступают узоры на ее расшитом кокошнике...
У этого полотна, как и у самой его героини, тоже очень интересная история. С царствующим супругом эту красивую женщину связывали глубокие чувства. Они поклялись никогда не расставаться. Так и случилось. А вот потомки смогли разлучить их – когда-то этот портрет кисти Маковского находился в картинной галерее Сукачева вместе с портретом Александра III, написанного Худояровым. Но потом «Марию Федоровну» перевезли в Иркутский художественный музей, где несколько лет назад с этой картины сделали тактильную копию.
Рассказывая гостям музея (это были члены городского общества слепых) об истории создании этих легендарных картин и их копий, заведующая экспозиционным залом музея Ольга Новокрещенных подробно описывала детали одежды героев полотен, выражение лиц, особенности цветопередачи. Теперь у каждого из нас появилась возможность в прямом смысле слова прикоснуться к этим шедеврам русской живописи. Тактильные картины погостили в Ангарске всего один день и были возвращены в фонды областных учреждений культуры, где их могут увидеть и потрогать посетители музеев.