Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Могут ли ребенку-инвалиду отказать в получении среднего образования?
С 1 декабря в Ангарске идет декада инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями подготовлено немало спортивных, культурных, образовательных и развлекательных мероприятий. Декада длится ровно 10 дней. А потом начинается обычная жизнь, которая у больных людей часто полна ограничений и обид. Как научиться отстаивать свои права на лечение, образование, человеческое уважение, когда, кажется, весь мир против тебя? Об этом мы поговорили с руководителем ангарской общественной организации – семейного творческого центра интеграционного развития детей-инвалидов «Притяжение» Людмилой Смольниковой. Ее личная история борьбы за сына может быть примером для многих семей, воспитывающих детей с инвалидностью.
17 декабря Максиму Смольникову исполнится 10 лет. Он добрый, улыбчивый, чрезвычайно любознательный и общительный ребенок. В школу Максим пошел только в прошлом году. Но, учитывая диагноз мальчика – церебральный паралич и перенесенные семь операций, – задержку в получении образования можно считать незначительной. Другие дети с подобным заболеванием зачастую вообще никогда не переступают школьный порог – они находятся на домашнем, или, как это правильно называется, заочном, обучении. Но у Максима сильная, целеустремлённая мама-педагог. И она прекрасно понимает, что успехов в развитии ребенка не добиться, если держать его в изоляции от общества, а поддаться на уговоры чиновников и отступить в отстаивании прав на школьное обучение – значит проиграть будущее.
«Закон «Об образовании» 2013 года уравнял здоровых детей и детей с особенностями здоровья в правах на получение среднего образования, – говорит Людмила Викторовна. – Но на деле родители каждый раз сталкиваются с проблемой записи ребенка-инвалида в школу. Первое и единственное, что вам предложат, – это домашнее обучение. Больной ребенок – нежеланный ученик в образовательной школе. Причин у этого много, но результат в итоге зависит от настойчивости мам и пап».
Официально все выглядит вполне успешно. По данным управления социальной защиты населения, в настоящее время в Ангарске проживает около 800 детей-инвалидов. В прошлом году в общеобразовательных учреждениях Ангарского городского округа обучалось 211 детей с ограниченными возможностями здоровья. На уровне начального общего образования – 108 человек, 101 – на уровне основного общего образования, 2 человека – на уровне среднего. Где же учатся в Ангарские такие дети? Чаще всего в специальной коррекционной школе-интернате №1 и коррекционной школе №2. Обе школы находятся в ведомстве области. В двух муниципальных общеобразовательных учреждениях Ангарского городского округа (МБОУ «СОШ №11», МБОУ «Мегетская СОШ») организованы коррекционные классы для детей с умственной отсталостью. Особо стоит сказать о школе №6. Последние годы здесь развивают систему инклюзивного образования (и в этом большая личная заслуга нынешнего директора учреждения Инны Морозовой), то есть дети-инвалиды проходят обучение наравне со своими здоровыми сверстниками. Это единственное в регионе общеобразовательное учреждение, где набирают классы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Но вот беда – происходит это раз в четыре года, так как делать это ежегодно не позволяет нехватка учебных классов и дефицит обученного персонала. В итоге в настоящее время здесь действуют только два таких класса – третий и седьмой. И Максим Смольников, как десятки других детей с ДЦП, в этот поток не попал.
«До восьмилетнего возраста мы возили сына в детский сад компенсирующего вида №9, – говорит Людмила Смольникова. – Там есть группы для детей с задержкой психического развития и нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 7 лет нас в первый класс не пустили, сказали, что Максиму рано еще приступать к школьному обучению. Но через год пришло время покидать детсад, а школы нам были не рады».
Самый простой вариант, по которому идут родители детей-инвалидов, – это определяют ребенка в коррекционную школу. Но Смольниковым этот вариант не подошел – ведь ни в одной из этих школ в Ангарске нет доступной среды для колясочников. На второй этаж без пандуса не подняться, в столовую через порог не проехать! В итоге Максим пошел в первый класс школы №19. Три дня в неделю к нему на дом приходил учитель, а два остальных родители отвозили его в школу на занятия по музыке, изобразительному искусству, трудовому обучению. Как же ждал этих уроков Максим, как готовился к ним!
По сути, это было обучение на дому, но даже такое ограниченное общение с одноклассниками благоприятно сказывалось на развитии мальчика. Он тянулся к знаниям, ко всему новому. А через несколько месяцев семья Смольниковых сменила место жительства – они стали жить ближе к школе №6, с которой родители Максима связывали немало надежд. К сожалению, они не оправдались. В поток набора специализированных классов их сын не попал и был определен на индивидуальное обучение. Официально он числится в списках учеников общеобразовательного 2 «в» класса, но заниматься вместе с другими детьми не может. Всё до обидного просто: кабинет второклассников расположен на втором этаже, а пандуса на школьной лестнице нет. Вот Максим и сидит со своими учителем в классе на первом этаже, пока его одноклассники познают школьные науки этажом выше. Чем такое обучение отличается от заочного на дому, не понятно. Но и такой вариант посещения Максимом школы вряд ли был возможен, не узнай об этой ситуации уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова и председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Лилия Щеглачева. Их обращения в управление образования АГО дали Максиму шанс учиться в школе вместе со всеми. После этого было прохождение трех психо-медико-педагогических комиссий, спорные диагнозы... Не опускать руки в таких ситуациях родителям помогает только безграничная любовь к своему ребенку.
«До возникновения проблемы с записью в школу я до конца не понимала, зачем люди с инвалидностью объединяются в общественные организации, – говорит Людмила Викторовна. – А теперь знаю: для отстаивания своих прав и поиска альтернативных путей развития. Мы такие пути находим!»
Осенью 2017 года Людмила Смольникова и ее единомышленники получили финансовую поддержку своего проекта «Вместе с музыкой». Вот уже второй год с их особенными детьми занимается педагог Анастасия Горохова. Она на деле доказала, что музыка действительно способна творить чудеса! В такт мелодиям дети раскрываются, словно цветочные бутоны, становятся более коммуникабельными, активными, творческими. А занятия по игре на барабанах с удовольствием посещают целыми семьями! Барабанят от души все – от мала до велика!
В апреле этого года Людмила Смольникова официально зарегистрировала свою общественную организацию – центр интеграционного развития детей-инвалидов «Притяжение», которая одной из главных своих задач ставит оказание всесторонней помощи родителям в воспитании ребенка-инвалида. И очень эффективно с этой задачей справляется… изобразительное искусство. «Мы очень рады, что нам пошли навстречу в детской художественной школе №1, – говорит Людмила Викторовна. – Жажду творчества никакими диагнозами не сдержать, ребятишки обожают рисовать! Мы рассказали администрации школы о желании обучать детей изобразительному искусству. И за прошедшее лето в ДХШ №1 специальное обучение для работы с нашими детьми прошли два педагога – Елена Кайгородова (лепка) и Анастасия Ануфриева (изо). Занятия начались в сентябре, и уже сейчас из созданных на уроках работ можно организовать выставку. Рисунки, поделки из глины, аппликации… За каждой такой работой стоит большой труд учителя и огромная родительская надежда. Мы готовы поделиться ею и с другими семьями, которые пока не знают, как жить с инвалидностью своего ребенка. Свои вопросы можно задать по телефону: 8-914-0-006-529».
Сегодня деятельность «Притяжения», которому выделено помещение в 30 квартале, поддерживается ВОРДИ (региональным отделением Всероссийской организации родителей детей-инвалидов), здесь организуют поездки детей по достопримечательностям области, устраивают занимательные экскурсии и познавательные мероприятия. Впереди – громадье планов. Когда у ребенка ограниченные возможности здоровья, силы и устремления его родителей становятся поистине безграничными.