Общественный транспорт области на грани развала
На прошлой неделе в областном центре прошёл парламентский час, посвящённый проблемам общественного транспорта. Председатели дум городов и районов Приангарья рассказали о безвыходном положении с общественным транспортом на своих территориях. Беды у всех общие: большое количество убыточных маршрутов, отсутствие в местных бюджетах средств на поддержку пассажиров, необходимость обновления транспорта.
Муниципальные автопредприятия или обанкротились, или балансируют на грани закрытия, частники отказываются обслуживать убыточные маршруты. Заложниками такой ситуации становятся люди.
Такие же проблемы были когда-то и у нас. Но сегодня Ангарский городской округ выгодно отличается от своих соседей в транспортной тематике. Это итог нескольких лет планомерной, грамотной работы администрации округа. Заместитель председателя Думы АГО Артём Детышев рассказал коллегам о том, что в Ангарске применён другой подход по сравнению с действиями предыдущих администраций, которые раздавали «своим» мелким частникам только прибыльные маршруты, а все убыточные и невыгодные направления свешивали на городской бюджет, нанося ущерб ангарчанам.
Администрация АГО сломала порочную «схему» сговора предыдущих чиновников и «карманных» перевозчиков. Администрация организовала открытый для всех транспортных компаний области муниципальный конкурс на гарантированное транспортное обслуживание жителей нашего округа. Основа нового подхода – это обязательное обслуживание не только прибыльных, но и убыточных маршрутов. То есть не получится так, было прежде: одним – вершки, а другим – корешки. К круглогодичным городским маршрутам в лоты добавлены нерентабельные садоводческие направления и рейсы в отдалённые микрорайоны.
В трёх лотах конкурса могли победить как минимум три предприятия. Таким шагом администрация полностью исключила любую возможность монополизации маршрутной сети. Это решение сделало Ангарский округ единственной территорией области, где профессиональный подход администрации исключил отказ перевозчика от обслуживания нерентабельных маршрутов. А ведь в других городах и районах области, по заявлениям их представителей, такое происходит постоянно. Например, в Братском районе убыточны все районные маршруты. В Усть-Илимске единственный перевозчик уже отказался от обслуживания всех убыточных маршрутов
В Ангарске такое теперь невозможно: откажешься от нерентабельного – расстанешься с прибыльным. Это условие, поставленное администрацией округа, гарантирует жителям отдалённых микрорайонов и дачникам стабильную работу пассажирского транспорта и сохраняет городской бюджет для решения социальных задач.
Отдельно Артём Детышев попросил депутатов обратить внимание на проблемы трамвайных предприятий области. Он сообщил, что на поддержку только «Ангарского трамвая» из бюджета округа депутатами местной Думы ежегодно выделяются значительные средства. В прошлом году эта сумма составила 72,7 млн рублей. Но для сохранения предприятия необходима помощь областных властей и бюджета. Депутат предложил областным парламентариям следующие шаги: субсидировать «Ангарский трамвай» по оплате электроэнергии, по капремонту существующих путей и постройке новых, а также выделять средства на приобретение новых вагонов.
Это предложение ангарский депутат Заксобрания Евгений Сарсенбаев не поддержал. Вместо этого он обвинил нынешнюю администрацию округа в преднамеренном уничтожении «Ангарского трамвая». При этом никаких фактов «обвинитель» не привёл. Да их и не может быть, ведь Евгений Сейтович до сих пор не посетил ни одно транспортное предприятие города. Складывается впечатление, что он утаивает историю, которая в 2010 году стала главной причиной сползания «Ангарского трамвая» в финансовую яму. Прежде руководство предприятия очень выгодно сдавало в аренду опоры контактной сети под размещение линий оптово-волоконной связи, ежемесячно пополняя баланс «Ангарского трамвая» на несколько миллионов рублей. В тот период в дотациях наш трамвай не нуждался, выпуская на линию 60-70 вагонов в смену. Но восемь лет назад высокие чиновники прежней городской администрации вынудили руководство предприятия передать опоры контактных сетей частной фирме. В результате этой сомнительной сделки «Ангарскому трамваю» был нанесён непоправимый ущерб. Предприятие лишилось постоянного поступления значительных средств и с тех пор полностью содержится местным бюджетом. Чтобы понять размер катастрофы, приведём примеры деятельности трамвайных предприятий соседних городов. По сегодняшний день иркутское транспортное предприятие от сдачи в аренду опор контактной сети компаниям сотовой связи имеет дополнительный доход более 110 млн рублей в год и является прибыльным. Такая же картина в Усолье. И только у прошлых ангарских чиновников хватило совести нанести непоправимый ущерб «Ангарскому трамваю». Авторы этой затеи сегодня прочно обосновались в областном правительстве и, наверное, по сей день стригут купоны с удачной сделки. А их пособники настойчиво пытаются спрятать концы в воду.
Кстати, ещё весной 2017 года администрация нашего округа обратилась к другому депутату Заксобрания – Сергею Бренюку – с предложением перейти от слов к делу и начать работу над программой финансирования трамвайных предприятий Ангарска из областного и федерального бюджетов. Но работы Бренюка в этом направлении ангарчане так и не увидели. Очень похоже, что депутатам Бренюку и Сарсенбаеву выгодно не принимать действенных мер для помощи «Ангарскому трамваю» и сохранять непростое экономическое положение муниципального предприятия для самопиара и сохранения образов «защитников» «Ангарского трамвая».
Неужели всё сделанное окружной администрацией в интересах ангарчан депутатов Бренюка и Сарсенбаева не интересует? Видимо, решение трудных задач – это всё-таки не для них, а есть лишь намерение оседлать проблемную тему для саморекламы?
Не краснобаев ведь ангарчане выбирали в Законодательное Собрание, а тех, кто должен изменить ситуацию. Оба депутата прекрасно знают, что возможности муниципального бюджета ограниченны. Как пояснила им участник встречи, замминистра транспорта области Ольга Золотарева, содержание трамвая – это огромные расходы. Стоимость одного трамвая составляет около 35 млн рублей, поэтому муниципалитетам необходима поддержка из федерального бюджета. Но возникает ощущение, что обоим депутатам это не интересно, а выгодно сохранять проблемы и прикрывать истинных виновников нынешнего положения дел «Ангарского трамвая».
Председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова тактично напомнила депутатам о теме встречи и вернула работу в конструктивное русло. У председателей Дум других муниципалитетов вызвали недоумение словесные пируэты С.А. Бренюка и Е.С. Сарсенбаева. Наши соседи ответили, что давно учатся опыту организации работы общественного транспорта именно у ангарчан и оценивают его как положительный пример.
По их мнению, Ангарск – единственный город области, где нет никаких сбоев в работе маршрутной сети. Без участия бюджета обновлён парк автобусов. Льготы на проезд предоставляют все перевозчики: и частные, и муниципальные, плюс местные льготы для школьников и педагогов. Ангарчанам остаётся лишь догадываться, почему два наших депутата упрямо не хотят видеть факты и продолжают шарить в тёмной комнате, пытаясь найти ими же выдуманную кошку.
Подводя итог обсуждения, председатель Заксобрания Сергей Сокол сообщил, что все предложения участников встречи будут переданы правительству области. Он предложил на областном уровне срочно приступить к разработке программ, направленных на поддержку пассажиров как муниципальных, так и частных перевозчиков.
- Муниципалитеты не должны в одиночку биться с этим, а необходимо совместными усилиями обеспечить регулярные и качественные пассажирские перевозки в пределах муниципальных образований. На это и направлены наши предложения. Мы должны использовать все возможности: и резервы областного бюджета, и участие в реализации федеральных программ, – подытожил Сергей Сокол.
Александр Анимисов