Рубрика
Ангарск и Ангарчане
В этом году «транспортники» отмечают круглую дату – 18 февраля 1919 года ВЦИК был подписан декрет «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог». В Ангарске есть свой железнодорожный узел, при котором действует свой линейный пункт полиции на транспорте. Мы попросили одного из старейших сотрудников рассказать, чем они занимаются.
Тимур Мамедов живет в Ангарске с 1985 года, он приехал сюда из солнечной Грузии. Вообще планировал жить в Сибири недолго – выучиться и вернуться обратно в теплые края. А получилось, что задержался на всю жизнь. Получил образование в единственной в СССР Белорусской школе милиции на транспорте и вернулся в Ангарск. Получил квартиру, женился, появились дети. Теперь уже привык к сибирским морозам, а в Грузию только в отпуск, к родне.
Территория обслуживания линейного отдела полиции хоть и небольшая – от моста в поселке Китой и до Мегета, – зато сотрудников почти пятьдесят человек, и на всех работы хватало.
Буквально в первые же дни службы молодой милиционер Мамедов столкнулся с вооруженным преступником.
– Я еще даже форму не успел получить, как в отдел забежал потерпевший, рассказал, что его ограбили, и указал, куда побежал преступник, – рассказывает Тимур Аббасович. – Мы с моим сослуживцем сразу догнали злоумышленника, а он упал и потянулся к сумке. Хорошо, что не смог ее достать, так как в ней оказался топор. Вовремя мы его задержали.
Бывали и курьезные случаи.
– В 1987 году в Усолье мужчина обнаружил кражу сапог и норковой шапки. Написал заявление у нас, в Ангарске, считая, что вор вышел из поезда там же, в Усолье. А оказалось, что преступник на самом деле вышел в Усолье и на машине добрался до Ангарска, намереваясь снова сесть на поезд. Я выхожу из отделения и вижу человека, который по всем приметам подходит под описание преступника. Тут же его и взял, – продолжает мой собеседник.
Сложнее всего приходилось в 90-е годы. Преступники наглели, вскрывали вагоны и контейнеры в поисках бытовой техники, одежды и другого товара, который потом можно было продать. Срывали пломбы, замки или даже просто топором рубили крыши вагонов.
– Раньше в Майске была барахолка, после каждого случая воровства наши сотрудники ходили туда в поисках краденых вещей. Довольно часто случалось, что находили, – вспоминает Тимур Мамедов. И сетует: чаще всего люди сами виноваты в том, что с ними случаются различные происшествия. Забывают, что они не дома, ставят в коридоре вагона телефон на зарядку и уходят к себе в купе. Потом приходят за телефоном, а его уже нет. Или кладут кошелек под матрас или подушку, а когда выходят, то там его и забывают. Потом бегут в дежурную часть – помогите вернуть! Приходится звонить на следующую станцию по ходу поезда. Чаще всего пропажа обнаруживается на месте и возвращается владельцу. Из собственного опыта Тимур Аббасович советует сшить специальный пояс и носить ценности в нем. А уж если выходите на вокзале купить что-нибудь в буфете, то хотя бы документы и деньги забирайте с собой. Как показывает практика, ушедший из Иркутска поезд догнать можно только через две станции. Представляете, сколько за такую поездку заломят таксисты?
Стоит держать ухо востро со случайными попутчиками.
– Был эпизод: парень с девушкой в поезде познакомились. Что уж там между ними было, не знаю, но в итоге она принесла в полицию заявление, что он ее изнасиловал. Согласилась его забрать только после того, как молодой человек снял с шеи толстую золотую цепь и отдал ей, – вспоминает о былом Мамедов.
К сожалению, на железной дороге бывают и травмы. Люди игнорируют специальные переходы, норовя проскочить по рельсам или перелезая под вагонами.
– Мне особенно запомнился случай, который несколько лет назад случился в Мегете. Девушка переходила железнодорожные пути, слушая музыку в наушниках. Из-за громкого звука не услышала сигналы машиниста, а несущуюся многотонную махину остановить очень сложно. Девушка погибла на месте, – сожалеет мужчина.
Или, например, террористическая угроза. Люди забывают вещи на вокзале или просто оставляют их в уголочке, выходя покурить. А каждая такая бесхозная сумка – повод для эвакуации граждан и соответствующей проверки, мало ли что? Были и звонки о минировании здания. Малолетним балбесам – развлечение, а на вокзале переполох и эвакуация.
Чем в целом сложна служба в транспортной полиции?
– Тем, что реагировать нужно мгновенно. Это в городе заявление о краже поступило, сотрудник доделал всю текучку и поехал на вызов. А у нас на минуту опоздал – и все, поезд ушел. Причем в самом прямом смысле. Из-за этого, кстати, часто приходилось ездить в командировки. Потому что преступники уезжают вместе с поездом. И даже на месте преступления нужно работать очень быстро, ведь свидетели могут выйти уже на следующей станции, – вспоминает о сложностях работы бывший полицейский – Тимур Аббасович недавно вышел на пенсию.
За годы его работы в полиции многое изменилось. Сейчас в Ангарском пункте линейного отдела полиции на транспорте работает всего 15 человек, которые по-прежнему отличаются высоким профессионализмом и готовностью всегда прийти на помощь. С праздником!