14 апреля сбылась моя давняя творческая мечта – я побывала на концерте ансамбля «Березка». Лебедушки-танцовщицы «выплыли» на сцену ДК «Современник», чтобы показать свои лучшие номера, собранные в юбилейном концерте, посвященном 70-летию коллектива и 110-летию его основательницы Надежды Надеждиной (сейчас ансамблем руководит ее ученица Мира Кольцова).
Описать впечатления от увиденного можно одним словом – восхитительно! По-другому и не скажешь, потому что этот тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
«Березку» не зря называются хореографическим чудом. Своеобразный танцевальный стиль, разработанный Надеждой Надеждиной (синтез народного танцевального фольклора и классического танца) и потому называемый «надеждинским», вот уже семь десятков лет остается непревзойденным, а о способности танцовщиц двигаться, не выдавая движений ног под длинными юбками, до сих пор ходят легенды. Создается впечатление, что девушки стоят на месте, а сцена под ними движется! Накануне концерта мне довелось почитать комментарии под размещенным в соцсетях видеороликом с номером «Березка» – там высказывались самые разные, вплоть до фантастических, версии возможности такого плавного движения: кто-то предположил даже, что девушки используют гироскутеры! А на самом деле техника тут может быть только одна – отточенная до автоматизма профессиональная хореография!
Свое выступление в Ангарске коллектив (а на гастроли приехал внушительный состав ансамбля – 55 человек) начал именно с хоровода девушек в ярко-красных сарафанах с веточками березы в руках, на многие годы прославившего «Березку». Первый раз танцовщицы Надежды Надеждиной танцевали перед публикой под мелодию русской народной хороводной песни «Во поле берёзка стояла…» в июне 1948 года на площадке московского летнего эстрадного театра «Эрмитаж». А на следующий день о «Березке», кажется, знали все в стране. В дальнейшем Надеждиной были поставлены такие хореографические композиции, как «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица», «Сударушка», вальс «Берёзка», «Большой казачий пляс», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Холостяки», «Сибирская сюита», «Ямщики», триптих «Русский фарфор», цикл «Времена года» и другие (часть из них ангарчане увидели в минувшее воскресенье). Но именно хоровод «Березка», давший имя и самому коллективу, стал визитной карточкой ансамбля.
В советские годы «Березка» имела грандиозный успех у публики. Ее называли символом СССР. И даже в годы «холодной войны» для Государственного академического хореографического ансамбля были открыты все границы. «Березке» восторженно рукоплескали зрители более чем 80 стран. Говорят, если подсчитать количество международных гастрольных туров ансамбля, то получится, что его хороводы прошли «плывущим» шагом расстояние, превышающее длину экватора.
На концерте в Ангарске лично я открыла для себя исполнительскую феерию мужской части «Березки» – технично, зрелищно, задорно! Замечательные номера «Холостяки», «Балагуры», «Хохломская скамейка» – это не только необходимая перебивка выступлений женских хороводов, дающих возможность девушкам переодеться к следующему выступлению, но и отдельные, потрясающее эмоциональные хореографические композиции! Им, как и великолепным девичьим хороводам, зрители начинали хлопать задолго до окончания номера. Ну а от девчонок, конечно, глаз было не отвести – все как одна красивые и улыбчивые. Движения синхронные, повороты головы и рук под одним углом, взмах платками точно в такт музыке. В общем – чудо, хореографическое волшебство!